Кто-кто под ларёчком живёт?
…А вот и не угадали! Не мышка-норушка, а серая крыса. А точнее, много-много упитанных и очень уверенных в себе грызунов. Ларек, торгующий напитками и пирожками, расположен на остановке общественного транспорта «Гвардейская» недалеко от площади Маркса.
В него поминутно кто-то заглядывает: за булкой или водички купить. Мы не исключение. Вдруг взгляд привлекает странное оживление у приоткрытых дверей в ларек. Когда разглядываешь картину во всей полноте, волосы дыбом встают. Сначала мы насчитали десять крыс. Потом просто сбились со счета, может, считали одну за две — кто их различит?..
Такое скопление грызунов приходилось видеть трижды: на животноводческой ферме, на мясокомбинате и городской свалке. А тут... в центре города. Крысы преспокойно гуляют не только в придорожной зеленой поросли, но и по тротуарам, кушают хлебные корки, которые сердобольные старушки оставили голубям.
Ларечница признала существование крыс под ларьком. Более того, беда эта, по ее словам, давняя, санэпидемиологи в курсе, они регулярно привозят отраву, которая «вот тут и лежит» — продавец пирожков и лимонадов пальцем показывает вниз. Очевидно, что крыс нисколько не пугает это обстоятельство.
Как нам пояснили дератизаторы, используемые яды лишь на время «заглушают» крысиное соседство. Отравившийся грызун, умирая, по-своему сигнализирует сородичам об опасности, и больше к приманке никто из них не подойдет. Это своеобразный таракан в мире млекопитающих. Крысы чрезвычайно плодовиты, сообразительны и организованны, и это здорово усложняет процесс их истребления.
«Охотники на крыс», или специалисты по дератизации, считают, что проблема распространения этих грызунов в Новосибирске с трудом, но все-таки искоренима, «если подход к ней будет системный, основанный на уже известных науке, испытанных на практике, эффективных средствах». Другое дело, что удовольствие это не из дешевых. И потом, далеко не все препараты, особенно яды, можно ввозить на территорию нашей страны.
Ученые поддерживают это мнение. В частности, доктор биологических наук Юрий Литвинов, заведующий лабораторией экологии сообществ позвоночных животных ИСиЭЖ СО РАН, напомнил нам о существовании мирового опыта: в Германии в 1990-х годах, воспользовавшись препаратами, воздействующими на крысиный организм на репродуктивном уровне, остановили размножение грызунов и избавили от них целый город.
— Серая крыса — пасюк — один из наиболее тесно связанных с человеком синантропных видов грызунов, благодаря чему она распространилась почти по всему миру. Она не любит минусовых температур, поэтому в местах, где нет возможности перезимовать в тепле, не водится. В Новосибирске в избытке пригодных для крысиной зимовки мест: склады, подвалы жилых домов и так далее. И захламленные площадки с мусорными контейнерами, которые часто стоят заваленные несколько дней, — неистощимый источник питания.