«Зелёная школа» с детского сада
Об уникальной сибирской природе написаны целые тома, и действительно, немного найдется на нашей планете подобных мест. Тем более важно сегодня сохранить это сокровище для потомков. Для этого необходимо выстроить систему непрерывного экологического образования и просвещения, чтобы начиная с детского сада воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
«Юный эколог»: теория и практика
Что греха таить, подавляющее большинство сибиряков относится к природе как к неисчерпаемой кладовой, которой можно пользоваться до бесконечности. Пожалуй, сложно их за это винить: во-первых, Сибирь действительно очень богата природными ресурсами, а, во-вторых, людей воспитывали в сознании, что человек — царь природы и может брать от нее все что пожелает.
Ни для кого не секрет, что очень многие наши земляки не только не обладают элементарными экологическими познаниями, которыми средний европеец владеет с детства, но даже смутно представляют себе, что за наука экология и чем она занимается. И если прямо сейчас не принять решительные меры, то вполне вероятно, что нашим потомкам достанется не красивейшая в мире земля, а пустыня с кучами мусора.
Причем, по мнению большинства экспертов, корень зла лежит именно в сознании людей. «Большая часть экологических правонарушений — от экологического бескультурья граждан», — считает руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко. — Можно тратить огромные средства на охрану окружающей среды, но если человек не видит ничего зазорного в том, чтобы оставить в лесу непотушенный костер или кучу мусора, выбросить на тротуар окурок или обертку от мороженого, вряд ли можно надеяться на ощутимые результаты. Поэтому прошедшая в начале июня в Новосибирске ежегодная областная экологическая конференция была посвящена проблемам экологического воспитания и просвещения населения. Представители власти, ученые, педагоги, общественники собрались, чтобы обменяться опытом и поделиться соображениями по этому непростому вопросу. Тем более что конкретные наработки уже есть, и их немало».
— Я представитель системы дополнительного образования, то есть мы работаем с различными центрами детского творчества. Одной из важнейших наших задач является вовлечение детей и подростков в экологическую деятельность, — говорит заведующая отделом экологии и туризма областного центра дополнительного образования детей Елена Семенова. — Причем мы работаем как с детьми, так и со взрослыми. Я имею в виду сотрудников этих центров. В частности, мы выпускаем различные методические сборники, проводим семинары и мастер-классы по написанию исследовательских проектов в области экологии. Если у ребенка с юных лет формируется интерес к экологии, то он, став взрослым, не только будет сам бережно относиться к окружающей природе, но и передаст это отношение своим детям и внукам.
По словам Елены Семеновой, экологическая деятельность вызывает у школьников большой интерес. Ребята пишут исследовательские работы различной тематики, лучшие из которых выходят на областной и общероссийский уровни. Самые увлеченные имеют возможность попасть в летний лагерь на профильную смену «Юный эколог», где они не только получают новые знания непосредственно от специалистов, но и применяют их на практике.
Кроме того, с 2010 года под эгидой департамента природных ресурсов в Новосибирской области ежегодно проводится дошкольный смотр-конкурс по экологическому воспитанию. Жюри конкурса рассматривает различные проекты экологической направленности, разработанные и реализованные сотрудниками детских садов. Не может не радовать, что год от года число участников смотра-конкурса растет. Причем в Новосибирске наибольшую активность в сфере экологического воспитания демонстрируют дошкольные учреждения Первомайского и Октябрьского районов, а в области — Искитимского и Барабинского районов.
Юннаты делятся опытом
Одной из форм воспитания бережного отношения к природе является юннатское движение, которое зародилось в России в 1918 году. Весьма отрадно, что, несмотря на все перемены, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, кружки юных натуралистов продолжают действовать и в определенном смысле переживают второе рождение.
— Однако юным натуралистам тоже нужна поддержка, — прокомментировал Юрий Юрьевич Марченко. — Поэтому департаментом природных ресурсов Новосибирской области совместно с Институтом цитологии и генетики СО РАН было принято решение о проведении сибирской межрегиональной конференции, посвященной юннатскому движению.
— На нашу конференцию съехались юные натуралисты и их наставники из разных городов Сибирского региона, — рассказывает заведующая сектором по внедрению разработок ИЦиГ СО РАН Светлана Зубова. — Всего прозвучало 27 докладов, девять из которых подготовили дети. Сообщения взрослых участников конференции были посвящены в основном юннатскому движению в Сибири: делегаты рассказывали о методах работы, интересных направлениях, делились опытом. Поскольку юные участники конференции были разного возраста, то их доклады тоже были разного уровня, от познавательного до научного. Главное — юные натуралисты и их руководители из разных регионов получили возможность общения с единомышленниками. Поэтому было решено, что теперь сибирская межрегиональная конференция станет ежегодной.
Как рассказывает Светлана Зубова, главным итогом конференции станет издание сборника, в который войдет история юннатского движения в нашей стране, а также краткое описание организаций юных натуралистов Новосибирской, Омской, Кемеровской областей, Алтайского края и других сибирских регионов. Хочется верить, что год от года количество юных натуралистов будет увеличиваться.
Экология со студенческой скамьи
В благородное дело экологического образования и просвещения все активнее включаются вузы Новосибирска. Например, Новосибирский государственный педагогический университет тесно сотрудничает в этом плане с различными учреждениями образования и культуры, а также с общественными организациями. Специалисты НГПУ разработали целый ряд различных программ, направленных на внедрение экологической культуры в массы, в том числе программу «Зеленые школы».
Суть ее состоит в том, что студенты вуза проводят в школах города и области занятия, на которых рассказывают детям, например, о раздельном сборе мусора, об утилизации отработанных батареек и ртутьсодержащих отходов. Кроме того, программой предусмотрены дополнительные занятия с использованием специальных исследовательских наборов. В минувшем году в «Зеленых школах» отучились около 600 детей.
— Кроме того, мы организуем в школах исследовательские проекты по экологии, работаем с одаренными детьми, занимаемся преподаванием экологического краеведения в специализированных классах, — рассказывает заведующая кафедрой ботаники и экологии Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета кандидат биологических наук Светлана Гижицкая. — Немалое место в нашей работе занимают также подготовка школьников к областным и всероссийским олимпиадам по экологии и биологии и помощь в организации профильных смен в летних лагерях. Наши студенты совместно с преподавателями проводят различные экологические акции, в том числе и во время общегородских праздников, которые вызывают большой интерес у горожан.
Преподавать основы экологических знаний можно по-разному. Но, как показывает практика, наибольший интерес у детей вызывают не уроки и лекции, а живое общение с природой. Поэтому сотрудники и студенты НГПУ регулярно организуют и проводят различные экскурсии, например всесезонные выезды на памятники природы регионального значения.
Многие из студентов вуза во время учебы выполняют научные исследования в сфере экологии, изучают природу Западной Сибири, проводят инвентаризацию флоры в различных парках и памятниках природы. Специалистами кафедры ботаники и экологии НГПУ созданы учебные фильмы и разработаны интерактивные практикумы, доступные всем желающим на специализированном сайте. Иными словами, любой желающий может получить на сайте не только интересующую его информацию, но и проконсультироваться со специалистами.
Большой вклад в экологическое просвещение молодежи вносит Новосибирский государственный университет, который в этом году уже 19-й раз проводит Международную экологическую студенческую конференцию. Основная ее цель — приобщение студентов к решению проблемы рационального природопользования.
— Наша задача — определить основные тренды развития экологической науки, — подчеркивает доцент кафедры химии окружающей среды факультета естественных наук НГУ кандидат биологических наук Людмила Бельченко. — Например, в последние годы весьма перспективным направлением является изучение экономических и юридических аспектов рационального природопользования. Актуальными являются такие темы, как исследования геохимических особенностей атмосферных выпадений, проблема утилизации сточных вод на нефтяных промыслах, вопросы радиационного загрязнения и многое другое. Что особенно важно, многие работы, представленные на конференции, имеют практическое значение.
По словам Людмилы Бельченко, количество участников экологической студенческой конференции растет год от года: если на первой конференции было представлено всего 15 работ, то нынче — почти двести. Расширяется и география участия: в Академгородок съезжаются студенты изо всех республик бывшего СССР. В жюри конференции — ученые-экологи с мировым именем, профессора, академики. Иначе говоря, обсуждение студенческих работ ведется на самом высоком уровне.
— Сегодня экологическое просвещение является одной из приоритетных задач природоохранных органов, — говорит руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко. — Полагаю, что нами уже задан нужный вектор для решения этой непростой задачи. Представители власти, ученые, педагоги должны объединить усилия, чтобы воспитать поколение, которое будет понимать экологические проблемы и бережно относиться к окружающей среде.