Есть ли жизнь без эвакуатора?
Как навести порядок в городе, где развитие инфраструктуры отстает от роста числа автовладельцев?
Какая часть от тысяч и тысяч владельцев неправильно припаркованных автомобилей подпадает под административное наказание? Вряд ли кто-то может ответить на этот вопрос. Самодеятельных борцов с нарушителями становится все больше. В состоянии ли снять напряжение в отношениях между автовладельцами и «безлошадными» горожанам органы правопорядка? К кому и к чему апеллировать в надежде разрешить наконец неразрешимую проблему городских улиц и дворов?
Мнения горожан делятся по признаку владения либо невладения транспортными средствами. Одни говорят: «Гвоздь — наше оружие, штрафы не помогают», другие сетуют: «Парковки бы для начала сделали». Им возражают: «Кто должен делать нормальные парковки? Купили машину, позаботьтесь о ее парковке. Нет возможности? Это не повод ставить авто где попало».
Что в системе наказания?
Но если пешеходы и жильцы домов, расположенных рядом с проезжей частью, страдают от дискомфорта, то для автовладельцев это состояние усугубляется последствиями досудебных и судебных разбирательств.
Что в системе наказания? Тридцать пять эвакуаторов на всю область, половина из них — в Новосибирске. И 31 специализированная штрафстоянка.
А если бы эта инфраструктура соответствовала числу машин и нарушений со стороны автовладельцев?
По статистике ГИБДД, за пять месяцев текущего года на территории муниципальных образований, где эвакуаторы вообще отсутствовали, было составлено 1 200 протоколов об административных нарушениях. Следствием этого должны были стать задержания транспортных средств, но сделать это невозможно из-за отсутствия инфраструктуры.
По предложению прокуратуры, в региональном законе нужно прописать полномочия органов государственной власти Новосибирской области по созданию спецстоянок и конкурсному отбору организаций для хранения и перемещения задержанных транспортных средств.
В ответ на многочисленные жалобы
Прокуратура области отреагировала на претензии автовладельцев предложением конкретизировать региональный закон о порядке перемещения транспортных средств на штрафстоянки.
Под санкции чаще всего подпадали машины, припаркованные в нарушение правил дорожного движения (создающие помехи для пешеходов, для других транспортных средств) в центральной части Новосибирска.
— К нам поступают многочисленные жалобы от владельцев машин, которые отмечают, что при наличии возможности устранить правонарушение им не дают это сделать, — сообщила старший помощник прокурора области Елена Зырянова членам комитета по транспортной политике Законодательного собрания.
Специалисты облпрокуратуры в поисках оптимальной формулировки закона обратились не только к словарю Ожегова в поисках определения словосочетания «начало перемещения», но и к опыту применения аналогичных законов в других регионах России. Субъекты РФ «начало перемещения» трактуют по четырем вариантам: погрузка, начало погрузки, присоединение к погрузочному средству, подписание акта сдачи-приемки на специализированной стоянке.
Прокуратура предлагает принять за точку отсчета момент «прицепил» — это и есть «начало движения автомобиля с места стоянки». Если владелец еще успевает забрать авто, ему тут же вручат квитанцию административного штрафа.
Хотя и тут возможны возражения «пострадавшей стороны» — владельцев эвакуаторов: кто будет платить за их пробег до места нарушения?
Если зацепили…
На первый взгляд, дискуссия про «точку отсчета» может показаться мелочью, но только не для тех, кого «зацепили». Не умаляя важности предлагаемой поправки в закон, депутаты оценили проблему не с точки зрения «поймать и наказать», а найти стратегическое решение парковочного пространства.
Так, депутат Дмитрий Пингасов главную задачу видит не в том, чтобы «эвакуировать неправильно припаркованные машины, заставляя водителей платить за транспортировку и хранение авто на спецстоянках, а добиться того, чтобы люди не ставили машины в неположенном месте». А если это случилось, то не раскручивать механизмы «зацепил и увез на штрафстоянку».
Безальтернативный эвакуатор, по мнению депутата, невольно провоцирует надежду на авось: пусть забирают ежедневно 150 машин, а остальные несколько тысяч не тронут, так как не успеют. И каждый надеется не попасть в их число.
Дмитрий Пингасов уверен, что при современных способах борьбы с нарушениями есть более цивилизованные и гораздо более эффективные методы решения проблемы.
— Есть комплекс автоматической фиксации правил парковки «Паркон», с помощью которого можно несколько раз в течение определенного промежутка времени проехать по улице и прислать владельцу неправильно припаркованного авто несколько штрафов. Получив такое взыскание, водитель задумается, стоит ли снова нарушать правила. И хлопот здесь меньше, чем с эвакуаторами, — предлагает депутат Законодательного собрания области Максим Леоненко.
Заместитель начальника ГИБДД ГУ МФД по Новосибирской области Вячеслав Трещев пояснил, что сегодня 70 процентов нарушений правил парковки в Новосибирске уже выявляется с помощью комплексов автоматической видеофиксации.
Но сопоставление числа наказанных и количества нарушений, определяемых просто визуально на любой улице, все-таки говорит о том, что и комплексов мало, и мер воздействия недостаточно как по количеству, так и по качеству. Сюда «прислоняется» уже и водная проблема: в прошлом году зафиксировано 125 случаев, когда маломерные суда в акватории Оби могли быть задержаны за нарушения правил, но… для них спецпортов пока не создано.
Депутатам, правоохранительным органам и профильным специалистам еще предстоит вернуться к этой проблеме, которая пока слабо разрешается в масштабах всей страны. Стяжать славу на этом поприще, признаемся, непросто.
ДОСЛОВНО
Сергей ТИТКОВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Прокуратура вышла с инициативой внести изменения в закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств».
Правоприменительная практика ежедневно ставила вопрос о том, какой момент считать началом эвакуации. Порой владелец автомобиля видит, что его машину начинают грузить, выбегает, просит остановить процесс, готов заплатить штраф за нарушение парковки, но к нему не прислушиваются… На заседаниях рабочей группы, куда входят эксперты разных профилей, мы обсуждаем этот вопрос и ищем компромиссное решение.
В этом году впервые возник вопрос о штрафстоянках для водных транспортных средств. На воде движение стало настолько развитым, что грешит нарушениями. Значит, пора наводить порядок. Будем также вносить поправки в действующий закон.
ПО ЗАКОНУ
Размер штрафа за стоянку на тротуаре устанавливается статьей 12.19 КоАП.
«Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Кроме того, дополнительно применяется задержание транспортного средства и его помещение на штрафстоянку. То есть, кроме непосредственно штрафа, водителю придется оплатить стоимость эвакуации и стоимость хранения на штрафстоянке. Дополнительно придется потратить время на возврат транспортного средства.
Начиная с 14 декабря 2012 года порядок оплаты эвакуации транспортных средств устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
ФАКТ
В Новосибирске в среднем ежесуточно эвакуаторы забирают на штрафстоянки 150 неправильно припаркованных автомобилей.