Здравствуй, мама! Как твои дела?
Воспитанники детских домов встретились со своими мамами, которые отбывают наказание в колонии
В начале лета в женской колонии Новосибирска традиционный праздник — в гости к отбывающим наказание женщинам с концертной программой приходят дети из детских домов. Мы побывали на этом мероприятии и спросили у мам, как они переживают разлуку с самыми близкими людьми.
Песни и картинки о самом важном
В зале колонии № 9 — только женщины. В возрасте, средних лет и совсем молодые, слегка суровые, но чуть-чуть принарядившиеся по случаю встречи с детьми и жизнью по ту сторону высокого забора. В форменной спецодежде сложно быть королевой красоты, но, тем не менее, зачем расстраивать ребенка? Надо выглядеть молодцом.
Обстановка трогательная, повсюду висят мелодраматичные картинки и плакаты. «Берегите детей!» — написано на одном из них, и выросшая на манной каше, пухлая девочка-ангелок, таких рисовали в пособиях «Мать и дитя» в 50-е годы, отрешенно смотрит на гостей праздника.
На сцене — танцы и песни в основном популярного репертуара, жалостливые, про любовь, дружбу и детство, уходящее в неизвестном направлении.
— И зимой и летом небывалых ждать чудес будет детство где-то, но не здесь, — поет со сцены девушка в платье для выхода в свет, и многие женщины в зале опускают головы.
— Не для меня теперь все это, тяжело смотреть, — комментирует сидящая рядом заключенная. По решению суда женщина лишена родительских прав, а значит, формально для сына она теперь человек с улицы.
«Я знаю, будет непросто»
Среди множества матерей только шесть сегодня действительно счастливы, потому что смогли увидеть своих детей. Две почти одинаковых, просто разных по возрасту блондинки (даже прически у мамы и дочки — один в один) обнялись и плачут, но другая мама — Марина Т. — не прочь поговорить.
Двенадцатилетнего сына Артёма Марина не видела уже полгода, поэтому оба смотрят не на сцену, а только друг на друга. Мальчик несказанно рад и не перестает улыбаться:
— Очень волновался перед встречей, это же моя мама, думал, что сказать, — делится с нами парнишка.
Большую часть пятилетнего срока Марина уже отсидела и скоро выйдет на свободу. В планах — найти работу и забрать ребенка из детского дома, начать новую жизнь.
— Мы с сыном поддерживаем друг друга и очень ждем того дня, когда снова будем вместе. Я сделаю все, чтобы как можно скорее мы вновь стали дружной семьей, — говорит женщина, но чересчур смелых обещаний не дает. Понимает, что с 228-й статьей в багаже (наркотики) и без серьезной опоры в жизни небо в алмазах увидеть будет нелегко. Впереди еще немало испытаний.
Два раза в год и по телефону
Как часто общаются эти мамы и их дети?
— Увидеть друг друга можно два раза в год: на День матери и День защиты детей, — комментирует Юлия Гутова, старший инспектор отдела воспитательной работы с осужденными ГУФСИН России по Новосибирской области. — В остальное время мамы могут звонить и договариваться с социальными педагогами, в какое время те смогут пригласить ребенка к телефону. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить связь между матерью, которая оказалась в исправительном учреждении, и ее ребенком.
Удивительно, но не всегда дети хотят такого контакта. Многие избегают и встреч, и даже разговоров.
— Понятно, что ребенок испытывает обиду, — говорит Яна Малашенко, председатель комитета опеки и попечительства департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска. — Он потерял в свое время маму и, возможно, чувствует, что где-то его предали, обманули. Пока ребенок находится в детском доме, наши специалисты стараются максимально объяснить ему поступок родителей и обстоятельства, из-за которых они попали в колонию, стараются снять остроту напряжения.
КСТАТИ
Для тех матерей, которые не встретились на празднике со своими дочерьми и сыновьями, был приготовлен сюрприз: им вручили фотографии детей.