Почётное звание врача
Во всем цивилизованном мире оценкой работы системы здравоохранения занимаются профессиональные эксперты
Профессия врача — особая. Чтобы овладеть ею в полной мере, требуются не только огромные знания и опыт, но и особый склад характера. О том, как живет сегодня профессиональное медицинское сообщество, что волнует людей в белых халатах и о многом другом рассказывает временно исполняющий обязанности министра здравоохранения Новосибирской области Олег ИВАНИНСКИЙ.
Не эмоции, а факты
— Олег Иванович, за последние годы в областную систему здравоохранения были вложены немалые средства. Что, на ваш взгляд, еще необходимо сделать, чтобы медицинские услуги стали по-настоящему качественными и доступными?
— Действительно, сделано было немало. Я не буду перечислять все медицинские учреждения, где провели капитальные ремонты, а также современное оборудование, которое было приобретено. Я хочу сказать о другом. Можно вкладывать миллионы и миллиарды в модернизацию, но при этом люди как бы остаются за кадром. А ведь любая техника, даже самая современная, больного не вылечит. Пациента лечит врач, а на ноги ставит средний медицинский персонал. Но о заслугах и проблемах медицинских работников у нас, к сожалению, вспоминают нечасто. Ну, разве что в преддверии нашего профессионального праздника.
Что же касается качества медицинских услуг, тут я хочу особо подчеркнуть — давно пора уйти от эмоциональных оценок, которые часто дают пациенты. Ведь, как ни крути, больной человек по определению не может быть всем доволен, ему плохо, он поневоле проецирует свое состояние на врача и больницу. И это не только у нас, но и в других странах. Во всем цивилизованном мире оценкой работы системы здравоохранения занимаются профессиональные эксперты. Есть качественные показатели, например продолжительность жизни, смертность, заболеваемость. Важны не эмоции, а факты. Вот с этой точки зрения и нужно рассматривать нашу медицину. И с этих позиций понимать, что именно нужно сделать для улучшения качества медицинских услуг.
— И как же изменились качественные показатели?
— С тех пор как в систему здравоохранения стали вкладывать реальные деньги (кстати, это случилось впервые в новейшей истории России), произошел, не побоюсь этого слова, прорыв. Увеличилась продолжительность жизни, снизилась смертность, в том числе младенческая, выросла рождаемость. Применение современных технологий в лечении дало возможность помочь многим из тех пациентов, кого раньше сочли бы обреченными. И зачастую удается не просто избежать летального исхода, но, что особенно важно, вернуть человеку качество жизни. Все это, конечно, не может не радовать. Но в то же время возникают определенные проблемы.
Забота о здоровье — дело и пациента
— Какие же именно?
— Попробую объяснить на примере. В последние годы в Новосибирской области увеличилась продолжительность жизни — это факт. Люди стали дольше жить. Но где вы видели полностью здорового человека в возрасте старше 75 лет? Как правило, в такие годы уже имеется целый букет различных хронических заболеваний. Естественно, таких пациентов надо лечить. Раньше многие из них до такого возраста просто не доживали. И это я привел только один пример, а проблем очень много.
На мой взгляд, реформирование нашей системы здравоохранения завершить невозможно, как невозможно достичь полного совершенства, идеала. По сути дела, это непрерывный процесс. И в связи с этим очень важно понять, что здравоохранение — это не та сфера, куда можно один раз вложить деньги, а потом пожинать плоды. Современная медицина достаточно дорогая. Огромных денег стоит оборудование, новые препараты тоже очень дороги. Если мы хотим повысить качество медицинских услуг, значит, нужно принять как данность, что расходы на здравоохранение будут только возрастать. К счастью, сегодня такое понимание есть. Например, в 2013 году в России было выделено 58 миллиардов рублей на лечение пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями. Сегодня в нашей стране таких больных 113 тысяч. Представляете, какие это затраты? Для сравнения: чтобы построить современный онкологический диспансер, о котором мы давно мечтаем, нужно 6 — 8 миллиардов рублей...
— Статистика вещь упрямая: за последние годы в Новосибирской области увеличилось количество людей, страдающих такими страшными заболеваниями, как рак, туберкулез, СПИД. Как быть с этим?
— Сразу хочу внести ясность: увеличилось выявление случаев заболеваний. Иными словами, современные методы диагностики сегодня дают возможность обнаружить заболевания даже у тех, кто считает себя здоровым. Ведь далеко не всегда те же онкологические заболевания сразу проявляют себя, к сожалению, зачастую они протекают бессимптомно, особенно на ранних стадиях. А теперь мы можем их диагностировать, даже если человек ни на что не жалуется. В начале девяностых годов мы мечтали, чтобы приобрести для Новосибирской области хотя бы один маммограф. Сегодня у нас их 54. Причем не только в Новосибирске, но и районах области. Многие районные больницы имеют в своем арсенале компьютерные томографы, аппаратуру для ультразвуковой диагностики и многое другое современное оборудование. Так что не заболеваемость у нас выросла, а выявляемость.
Я еще хотел бы сказать вот о чем. Если человек сам не беспокоится о своем здоровье, ни один врач, даже самый опытный, и ни один стационар, даже самый современный, не сможет ему помочь. Сейчас в России проводится диспансеризация разных групп населения. Государство за счет бюджетных средств проводит полное обследование состояния здоровья всех жителей России. Так вот, мы столкнулись с тем, что некоторых людей приходится чуть ли не силой загонять в поликлинику. Такое наплевательское отношение к самому важному капиталу, собственному здоровью, всегда приносит печальные плоды. А виноватым, как это ни прискорбно, такой пациент зачастую считает врача. Но при чем тут врач, если ты сам о себе не хочешь позаботиться?
— Да, вы правы. А потом, когда что-нибудь заболит, звонят в скорую помощь и жалуются, что она долго не едет...
— Ну, порядок оказания неотложной медицинской помощи изменился уже достаточно давно. Если коротко, то в случаях, когда нет угрозы для жизни пациента, в часы работы поликлиник вызовы передают туда (в поликлиниках налажена система оказания неотложной помощи). И я считаю, что это правильно. Ведь если бригада поедет к больному, который в состоянии обратиться в поликлинику или вызвать на дом врача, она может не успеть к тем, кто реально нуждается в экстренной помощи. По моим наблюдениям, таких не более половины от всех вызовов.
Вообще я хотел бы отметить, что наша служба скорой медицинской помощи — одна из лучших в стране. Я не один год отдал этой сфере деятельности и знаю, о чем говорю. Особенно теперь, когда в ходе реализации разных программ службу обеспечили современными реанимобилями, оснащенными по последнему слову техники, укомплектовали штат настоящими профессионалами. При этом стоит помнить, что врачи скорой, так же, как и участковые терапевты, находятся на передовой, им достается львиная доля всех претензий и нареканий со стороны пациентов. Чтобы работать там, нужно большое мужество.
Тысячи спасенных жизней
— Не секрет, что сегодня практически все государственные учреждения здравоохранения испытывают жесточайший дефицит кадров. Что, с вашей точки зрения, нужно сделать, чтобы решить эту проблему? Чтобы молодежь шла в медицину?
— Вы немного ошибаетесь. В медицину молодежь идет, и идет охотно — об этом ярче всего свидетельствует конкурс в медицинский университет. Туда ежегодно приходит много талантливых ребят, которые с удовольствием учатся, участвуют в различных олимпиадах, со студенческой скамьи занимаются научной работой. Вопрос в том, остаются ли они в профессии. Сегодня для врачей и среднего медицинского персонала стараются создать благоприятные условия. Средняя заработная плата в отрасли, на мой взгляд, вполне достойная, тем более что существует дифференцированная система оплаты труда, в зависимости от эффективности работы того или иного специалиста. В районах области выпускникам вузов предоставляют служебное жилье, в городе доплачивают за аренду, есть и другие льготы и преференции. И все равно выпускники не рвутся работать по специальности.
— Почему же так происходит?
— Я полагаю, что одна из причин — негативное общественное мнение, которое в последнее время сложилось вокруг медицины в целом и вокруг профессии врача. На эту тему не говорил и не писал только ленивый. Да, есть у нас и проблемы, и недостатки, но идеал, как я уже говорил, недостижим — на то он и идеал. Почему же мы забываем о том, что профессия врача — это совершенно особая профессия, которая требует от человека полной самоотдачи, служения, если хотите? Медицинские работники работают с живыми людьми, они каждый день видят страдания и смерть и как никто подвержены профессиональному выгоранию. И при всем при этом они еще подвергаются остракизму со стороны общества. Это жестоко и несправедливо. Порой раздувают какой-то единичный случай, а о тысячах и тысячах спасенных жизней забывают. И это очень обидно. Необходимо менять такое отношение со стороны общества. Нам, медицинским работникам, очень важно общественное признание.
— Не хотелось бы заканчивать нашу беседу на этой печальной ноте, ведь впереди ваш профессиональный праздник.
— Да, конечно. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех моих коллег с Днем медицинского работника. Дорогие друзья! Позвольте от всей души пожелать вам крепкого здоровья, новых профессиональных успехов и достижений, а самое главное — радости, бодрости, мужества и терпения! И, конечно же, благодарных пациентов, которые бы по достоинству ценили нелегкий труд врача.