USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Семимильные шаги автомобилизации

Подготовила Ася ШУМИЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Развитие общественного транспорта в Новосибирске — безопасность и комфорт

Новосибирск — самый быстрорастущий город мира, включенный в связи с этим в Книгу рекордов Гиннесса. Это деловой, торговый, финансовый, научный, промышленный и культурный центр азиатской части России, состоящий из десяти административных районов. Три района (Железнодорожный, Заельцовский и Центральный) в 2013 году объединены в Центральный округ с единой администрацией.

Транспортное обслуживание жителей города осуществляется 149 городскими, четырьмя пригородными и десятью сезонными маршрутами муниципальной сети наземного пассажирского транспорта. Особое место в перевозке пассажиров занимает Новосибирский метрополитен, представленный двумя линиями с 13 станциями.

Ежедневно на маршрутах города Новосибирска работают 1 959 единиц подвижного состава общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), которые перевозят до 600 тысяч пассажиров.

Количество личных автомобилей жителей мегаполиса стремительно увеличивается. Ежегодно в городе регистрируют 30 тысяч новых автомобилей, что, естественно, приводит к пробкам на основных магистралях.

Для преодоления возникающих проблем муниципалитет в соответствии с действующим законодательством и местными особенностями определил основные функции власти по организации транспортного обслуживания. Это в первую очередь создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах города Новосибирска.

Кроме того, проводится оптимизация и развитие муниципальной маршрутной сети регулярного сообщения на территории города, повышаются качество и уровень обслуживания населения при осуществлении пассажирских перевозок, реализуются проекты городских целевых программ в сфере транспортного обслуживания населения.

Плоды модернизации
Не секрет, что комфорт и безопасность перевозки пассажиров в большей степени зависят от технического состояния автобусов, троллейбусов и трамваев.

В Новосибирске инновационные технологии модернизации подвижного состава наиболее активно применяются на городском электрическом транспорте. Основными достоинствами модернизированного троллейбуса являются экономичность, надежность и комфортный температурный режим в салоне и кабине водителя.

Предприятиями электротранспорта Новосибирска освоена технология капитально-восстановительного ремонта и модернизации трамваев с привлечением передовых разработок. После проведения модернизации срок службы трамвайного вагона продлевается на восемь лет.

Три года назад в Новосибирске впервые в России был создан троллейбус на литий-ионных аккумуляторах с большой дальностью автономного хода (свыше 25 километров). В перспективе эксплуатация такого вида электрического транспорта позволит при минимальных вложениях расширить маршрутную сеть троллейбусов, снизить количество пробок на дорогах и повысить качество обслуживания пассажиров. Кроме того, наличие энергосберегающих технологий и развитие производства тяговых литий-ионных аккумуляторов может обеспечить Новосибирску лидирующие позиции в России в сфере экологичного транспорта на электрической тяге.

Другим перспективным направлением развития экономичного, экологически чистого транспорта является введение в эксплуатацию на регулярные маршруты автобусов с газомоторными двигателями, работающими на природном газе. Автобус с газомоторным двигателем обладает высокими динамическими характеристиками, имеет достаточный запас мощности двигателя, при этом запас хода в условиях городского цикла составляет 330 километров. На территории города выделены два земельных участка под строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Помимо традиционных видов общественного пассажирского транспорта, для Новосибирска стратегическим направлением развития является такой перспективный вид транспорта, как скоростной трамвай. Преимущество скоростного трамвая перед другим рельсовым транспортом (например, перед метрополитеном) состоит не только в более низких капитальных затратах, но и в том, что маршруты скоростного трамвая интегрируются в существующую трамвайную сеть.

Всевидящее око
Новосибирск по праву занимает одну из лидирующих позиций в стране по практическому использованию новых подходов к организации управления и обеспечению безопасного функционирования общественного пассажирского транспорта на основе внедрения прогрессивных технологий транспортной телематики и спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Один из успешных инновационных проектов, внедренных на городском пассажирском транспорте, связан с использованием технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС, что позволило создать навигационно-информационную систему мониторинга и управления пассажирскими перевозками — автоматизированную радионавигационную систему диспетчерского управления «АСУ-Навигация».

Основными ее задачами являются инструментальный контроль соблюдения маршрутной схемы и графиков движения пассажирского транспорта в режиме реального времени, получение данных о пробеге и скорости транспорта, оперативное определение мест дорожно-транспортных и чрезвычайных происшествий, управление движением наземного пассажирского транспорта. В настоящее время этой системой охвачен весь подвижной состав городского наземного пассажирского транспорта.

В целях дальнейшего совершенствования системы «АСУ-Навигация» и повышения качества транспортных услуг в бортовые терминалы спутниковой системы ГЛОНАСС изначально заложен расширенный набор функций, позволяющий подключать к нему электронную информационную строку в салоне транспортного средства, аппаратуру учета пассажиров, видеорегистраторы ситуации в салоне и на проезжей части, контрольные датчики состояния систем транспортного средства.

Все это дало возможность создать ряд информационных сервисов, существенно улучшающих уровень безопасности и культуру обслуживания. Реализована функция «тревожной кнопки» для подачи сигнала тревоги при наступлении нештатной ситуации в салоне транспортного средства.

Сегодня можно воспользоваться еще одной современной услугой — сервисами интернет-сайта муниципального казенного учреждения «Центр управления городским автоэлектротранспортом». На сайте можно узнать не только плановое расписание движения пассажирского транспорта на маршрутах регулярного сообщения, но и в режиме реального времени по спутниковой карте города отследить местонахождение и время прибытия пассажирского транспорта городских маршрутов на ближайшие остановочные пункты.

Электронный проездной
Еще один масштабный городской проект — Автоматизированная система учета и безналичной оплаты проезда на городском общественном пассажирском транспорте (АСОП).

Система электронных проездных действует в Новосибирске более шести лет. Она доказала свою надежность и эффективность, стала удобным и выгодным платежным инструментом для многих новосибирцев. В системе АСОП работает весь общественный пассажирский транспорт, за исключением маршрутных такси.

Ежемесячный объем перевозок пассажиров по безналичной форме оплаты составляет более 13 миллионов человек (включая метро). Благодаря этой системе осуществлен ряд социальных программ по предоставлению льготного проезда отдельным категориям граждан и получена реальная возможность производить адресные компенсационные выплаты перевозчикам за фактически выполненную работу.

Кроме того, все владельцы транспортных карт имеют возможность регулярно просматривать историю своих поездок и оплаты проезда на сайте ЗАО «Золотая корона».

КОММЕНТАРИЙ
Валерий ЖАРКОВ, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска:
— В развитии транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске активно принимают участие не только властные и бизнес-структуры, также налажена связь с жителями мегаполиса посредством работы с общественными организациями. Только слаженная работа всех частей механизма позволит достичь положительного результата и поднять на новый уровень качество и безопасность пассажирских перевозок.