USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не присыпаны нафталином

Наталья НАШТАЛОВА
Фото с сайта www.gazprom.con
Фото с сайта www.gazprom.con

Девушки в русских сарафанах и мужчины в народных рубахах «взорвали» зал Новосибирской филармонии. Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого дал единственный концерт в областном центре и показал, что значит петь и танцевать с душой.

Пустить стрелу, попасть в сердце
В зале — любители русского: степенные дамы, солидные мужчины, студенты творческих вузов, бывшие хористы, не поскупившиеся на цветы, и даже дети, которых мамы привели «воспитываться на классике».

— Пусть слушает, знает, как звучат русские песни, — комментирует Екатерина, соседка слева, женщина средних лет. Рядом с ней — третьеклассник Кирилл, при костюме, рубашке и галстуке. Готовимся внимать и восхищаться...

На сцене — несколько десятков артистов из разных уголков России, молодых, подтянутых и полных сил. Пенсионеров здесь не держат, поскольку убеждены в том, что в плясках и песнях, звучащих как голос страны, должна искриться молодость.

Программа идет нон-стоп, без занудных академических вступлений и приветствий, неуместных при таком «жестком графике». На все про все отведено полтора часа, но надо и пляской развеселить, и пронять лирикой, и настроить на любовь к родине — «пустить стрелу» в зрительское сердце и пробудить патриотизм.

Мужские страдания от души
Хор Пятницкого сегодня, как и много-много лет назад, называется крестьянским, но он не присыпан нафталином, рассказала перед началом концерта художественный руководитель знаменитого коллектива Александра Пермякова. У этой прославленной команды есть и мощное звуковое оборудование, и свет, и все супермодные примочки, без которых сейчас не обойтись на сцене. Не скатываясь в попсу, ребята делают первоклассное шоу, — каждый номер нашей народной старины звучит как «стопудовый хит».

«Матушка-Россия», «Ах ты, степь широкая», «Бродяга», который все идет и идет по диким степям Забайкалья, — артисты бьют без промаха. Качество исполнения все полтора часа — стабильно высокое. По залу летят красивейшие, чистейшие голоса, и музыканты, сидящие в глубине сцены, дружно жгут и от души кивают головами, не хуже рокеров.

Зритель успевает и слегка поподпрыгивать на кресле, и пустить слезу, но ближе к финалу идут совершенно невообразимые мужские страдания, где уместным оказывается и то, и другое. «Верила, верила, верю», — протяжно поют двое на левом фланге этого любовного фронта, а в центре — танец. Группа самых обычных на вид мужчин, местами слегка полных, чуть-чуть лысых (такие есть почти на каждой российской кухне), вещает о своих неумирающих любовных надеждах, и зал ревет в порыве душевной солидарности… Поставить на уши аудиторию под русское народное хору имени Пятницкого оказалось под силу.

«Первые полгода стоят у палки»
После дружного «ах!» в ответ на это безумно талантливое мужское соло становятся понятны слова худрука: главный козырь в работе хора — душевность, чтобы было все по-настоящему. Не просто спел, сплясал, а зажег. Ясное дело, такой видимой простоты и легкости приходится добиваться тяжелым трудом, бесконечными репетициями. С каждым артистом идет индивидуальная работа.

— Легче научить, чем переучить, — говорит Александра Пермякова, — и хорошо, что у нас так много провинциалов, я счастлива: они самые непосредственные и старательные и умеют слушать замечания.

Как идет работа? Первые полгода девушки и парни, рассказывает худрук, стоят с широко открытыми глазами возле палки, у которой разогреваются плясуны:

— Приходят из вузов, и начинаем все переделывать. Я говорю: «Пройдите по сцене так, как вы ходите в жизни, спляшите, а не станцуйте, дайте импровизацию «Барыни» — и тут начинается ступор. Учим делать все профессионально, но естественно, стараемся работать не по тем стандартам, по которым сейчас преподают в творческих вузах, потому что выносим на сцену художественное произведение, а не научно-методическое пособие. Это для меня главное. Я глубоко убеждена, что сейчас русское народное искусство может выжить, только идя по пути эмоционального воздействия на зрителя. Другого варианта у нас нет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александра ПЕРМЯКОВА, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого:
— У меня всегда спрашивают, с каким настроением я приезжаю на гастроли, и я всегда отвечаю, чтобы не верили, будто мы приехали и думаем: пришел, увидел, победил. Приезжаем с чувством огромного волнения, которое заканчивается только через сорок минут после завершения концерта.

СПРАВКА
Дата рождения хора — 2 марта 1911 года. Именно в этот день лучшие певуны центральных губерний России, собранные великим знатоком русского певческого искусства Митрофаном Пятницким прямо «от сохи», из деревень и сел, выступили в Москве на сцене Благородного собрания.