«В чертах родных вдруг узнаю себя»
Участники детской студии фотодизайна из Кочек восстановили фотографии для «Бессмертного полка»
Разве мог предполагать старшина инженерно-технических войск фронтовой сапер Михаил Гатилов, что когда-нибудь над его потертой, надорванной фотографией будет корпеть правнук из далекого будущего, пытливо вглядываясь в родные черты?
— К тому же мы с ним похожи, — признает очевидное пятиклассник Саша Хрипков, восстанавливающий старый снимок с помощью компьютера. — Очень жалко, что его с нами нет. Дед на меня с экрана смотрит, это тревожное чувство. Работаю и думаю: сейчас бы поговорить с ним, спросить, что на войне происходило. Я бы много узнал…
Мальчик не отрывается от кропотливого процесса, объясняя ход операций:
— Торопиться нельзя, можно дело испортить. Выгоревшее фото сначала увеличиваю, форматирую, обесцвечиваю и приступаю к реставрации. Компьютерным ластиком убираю пятна, сколы, подбираю новый фон. Не задевая изображения, некоторые утраченные детали одежды прорисовываю заново.
Увеличенный снимок Михаила Ивановича распечатывается для контроля. Саша и руководитель студии Елена Цвахина профессионально замечают легкие изъяны. Мальчик вновь садится за компьютерную ретушь. Причем ни одной морщинки прадеда убрать нельзя. История фотографии священна.
На столе — вырезка из кочковской районной газеты «Степные зори» от 24 мая 1979 года. Александр ходил за ней в районный музей. В акцию, кстати, включились и архивариусы, дополняя сведения об участниках «Бессмертного полка». Из статьи Саша узнал, что прадед в мирной жизни был мастер на все руки, а в жестоких схватках с гитлеровцами заслужил ордена Отечественной войны I и II степеней.
— Забирал информацию, чуть не заплакал, — признается подросток, — он же герой настоящий! Медали «За отвагу», «За защиту Ленинграда», «За оборону Москвы» получил за смелость и мужество. Всех, кто на войне был, жалко. Жертв было много, и дети в плену оставались. Прадедушка прожил еще долго, дал жизнь моему деду Васе. А я уже не застал Михаила Ивановича.
В информационно-методическом центре уже десятка четыре фотографий военных людей. Их несут и везут на реставрацию ежедневно. Дети чувствуют себя чуть ли не на переднем крае. Тщательно, не отрываясь, восстанавливают облик фронтовиков, вырывая их из семейных архивов, как из забвения.
— Ребята с интересом это делают, азартно. Им нравится причастность, прикосновение к подлинной истории, — замечает Елена Цвахина.
Из семьи Панковых поступили сразу две фотографии. Воин I Украинского фронта Аким Пименович Панков стоит у поверженного Рейхстага со счастливым видом победителя. Двое ребят соревнуются за право изготовить его лучший портрет, готовы и на дом работу взять. Это для них учеба и практика, а заодно польза для общества.
Тринадцатилетняя Ольга Иванова волнуется. Ей доверена особая миссия: мужчина в гимнастерке с пышным чубом, умиротворенно сложивший руки на стол, — участник Парада Победы 9 мая 1945 года. Это отец Нины Панковой — Василий Афанасьевич Галкин, гвардии старший сержант 13-й гвардейской кавалерийской Ровенской Краснознаменной дивизии.
— Я видела кадры кинохроники, когда русские солдаты бросали к Мавзолею фашистские штандарты, — познания девочки похвальны. Также уверенно и довольно бойко щелкает Оля компьютерной мышкой, зачищая шероховатости времени. В ее разработке второе военное фото. Но даже небольшой опыт подсказывает, что восстановить можно и половинку снимка — фотошоп поможет.
Ветеран труда Матрёна Панченко пришла с семейным альбомом. Идею подсказал правнук Артём, пришедший из школы: «Давай сделаем портрет прадедушки, я пойду с ним на митинг». Вот и поторопилась, чтобы успеть к 9 мая.
По словам Елены Цвахиной, все имена воинов, чьи фотографии восстанавливали студийцы, занесены в областной отряд «Бессмертного полка». А электронная версия со сведениями о фронтовиках сдана в местный архив и музей.