USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Очень горячие точки

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА
Фото из социальной сети «В контакте»
Фото из социальной сети «В контакте»

Есть такая профессия — военный журналист. К сожалению, она сегодня востребована

Мы, зрители, стали узнавать в новостных передачах этого молодого человека с микрофоном телеканала «Россия 24»: вот уже много дней он выходит в эфир с репортажами из Украины. За его спиной нередко видны баррикады, вооруженные люди, а в кадре — моменты жестокого противостояния, которое волнует сегодня всех здравомыслящих людей. Это Евгений Поддубный — военный журналист российского телевидения, в свои 30 лет опытный и бесстрашный профессионал, работавший во многих горячих точках.

Интервью Евгений не дает — человек он скромный, да и некогда: война и мир сегодня на планете соседствуют постоянно. С ним поговорили студенты факультета журналистики МГУ и поделились своими впечатлениями на inposter.ru.

«…Он был тем самым «синеньким человечком» (синий бронежилет — спецформа военных журналистов) среди сотни «зелененьких», на которого ради забавы наводят прицелы снайперы. О том, что чувствуешь в такие моменты, как себя вести на территории зоны конфликта, как оставаться человеком в нечеловеческих условиях и как выполнять свою работу, он делился с нами, студентами, которые знают о войне только понаслышке».

Итак, главные правила Евгения Поддубного.

Уметь оказать первую помощь
— Самое, пожалуй, предсказуемое, но при этом самое необходимое правило во время войны. Моя мама — хирург, я с самого раннего детства знаю, как накладывать шины и где лежит зеленка. С пяти лет я четко могу дать ответ на вопрос: «Где болит: в животе или желудке?» Но большинство людей в оказании первой медицинской помощи, простите за тавтологию, беспомощны. Если в реальной жизни всегда можно вызвать скорую (единственным препятствием для которой будут пробки), то на войне все делать нужно самому.

Современная телевизионная съемочная группа, состоящая из трех человек, занимается тем, что по звонку редакции в течение двух часов готова выехать в какой-то из московских аэропортов и улететь в любую точку мира. И надо понимать, что это не совсем та съемочная группа, которая работает в Москве. Это набор специалистов, не настолько узконаправленных, что работают здесь. Есть корреспондент, который обладает определенными знаниями, оператор, его задача — снимать, и инженер, который по сути просто носильщик штатива.

Если говорить о съемочной группе, которая путешествует во всякие неприятные страны, это абсолютно другое. В экстремальной журналистике инженер является продюсером, владеет английским языком, обязательно водит машину, монтирует и выполняет еще много других функций: ставит свет, держит микрофон и так далее. И он является абсолютным соавтором материалов. Оператор в Москве просто снимает, а там он водит машину, говорит на английском, звонит и договаривается о съемках, готовит пищу, ну и конечно же, снимает… И, собственно, корреспондент, который должен уметь самостоятельно делать все то же самое.

Но этого мало. Нужно еще и вокруг что-то понимать. Необходимо знать, как руки-ноги оторванные перевязывать, обязательно нужно знать, что колоть человеку в случае, если у него шок, если он отравился, если его ранило, — какая при этом должна быть дозировка, как делать искусственное дыхание.

Не смотреть в глаза
— Люди в условиях войны — это люди с обостренными личными качествами. И с ними нужно вести себя по-человечески и открыто. Задавать вопросы, на которые не только интересно получить ответы, но и на которые интересно отвечать. Спросить человека о том, о чем ему интересно говорить, а не просто: захотелось — узнал.

Ни в коем случае нельзя провоцировать собеседника на агрессию. Если видишь какое-то зло, в этом случае лучше не смотреть человеку в глаза. Особенно если он хочет тебя расстрелять. Вообще, прямой взгляд провоцирует на агрессию.

Обладать стрессоустойчивостью
— Мне каждую командировку страшно, но это очень личный разговор. Я был во всех горячих точках с 2000 года. <…> У каждого своя психика. У кого-то она стрессоустойчива. Журналист на войне — это все-таки турист. Он же не с автоматом бегает и не убивает людей.

Журналист наблюдает. Он не участник этих событий, а максимум — потерпевший. Я говорю слово «турист» не потому, что все так легко и просто. Просто военный убивает людей, а журналист — он так… По сравнению с тем, как тяжело солдату…

СПРАВКА
Евгений Поддубный (род. 22 августа 1983 года) — российский военный журналист. Специальный корреспондент телеканала «Россия 24». Член Академии российского телевидения.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
2007 — «Укрощение строптивых» (о беспорядках в Дании, режиссер Владимир Батраков)
2008 — «Война за мир» (о российских миротворцах в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье)
2011 — «Внимание! Теракт» (о взрыве в аэропорту Домодедово)
2011 — «Последний поход» (об утилизации реакторов атомных подводных лодок)
2012 — «Битва за Сирию» (документальный фильм, режиссер Евгений Поддубный, оператор-постановщик Александр Пушин)
2013 — «Путевка на юг» (специальный репортаж от 24 ноября 2013 года о вербовке россиян в ваххабитское подполье)
2014 — «Прощание славян» (специальный репортаж от 6 апреля 2014 года о задержании украинскими властями сотрудников отряда «Беркут» в Киеве)

НАГРАДЫ
2008 — орден Дружбы Республики Южная Осетия — за объективное освещение событий в период вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии

2009 — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — за мужество, отвагу и профессионализм, проявленные во время работы по ликвидации военного конфликта в Цхинвале

2013 — медаль «За отвагу» — за отвагу и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных ситуациях