USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ответ на национальный вопрос

Валентина МАЛЬЦЕВА
Многонациональность — наше богатство. Фото Михаила ПЕРМИНА
Многонациональность — наше богатство. Фото Михаила ПЕРМИНА

Русский народ — самый многочисленный, его генофонд и культурный код являются основой российской идентичности

Политическое поле нынче усеяно изначально конфликтными для межнациональных отношений терминами «россиянин» и «русский», «мигрант» и «внутренний мигрант». Ну, а про некорректность определений «выходцы с Северного Кавказа» и «лица кавказской национальности» уже не раз говорили. В России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос никогда не был риторическим. Включен ли он в повестку нынешнего дня? Почему сибиряк не может быть признан национальностью?

На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир ЗОРИН.

Ручное управление
— Владимир Юрьевич, есть ясность в государственном взгляде на терминологию и на то, что за ней стоит?

— Что касается терминологии, то она в стадии становления, как и система в национальной политике. В Российской Федерации более 190 народностей, многие объединены в культурные автономии, призванные вести работу по укреплению взаимоотношений друг с другом. При этом национальные организации часто ставят вопрос о взаимодействии с государством, о том, что оно должно им ресурсы, но почему-то никогда не говорят о своем вкладе. Не хочу никого обидеть, но только две организации среди федеральных национально-культурных автономий — российских немцев и евреев — реализуют крупные проекты, нацеленные на межэтническое сотрудничество.

До недавнего времени на государственном уровне национальная политика велась либо в пожарном, либо в «танцевальном» формате. Есть негативное отношение к так называемому ручному управлению, но оно более чем уместно в сфере межнациональных отношений.

Президент России Владимир Путин своевременно выступил со статьей по национальному вопросу, вскоре была принята стратегия национальной политики, разработана концепция миграционной политики — в них изложены доктринальные установки государства на решение существующих межэтнических проблем России.

В традициях СССР
— Что лежит в основе обострения национального вопроса?

— К сожалению, мировая тенденция — рост нетерпимости даже в странах с очень высоким уровнем жизни. Конечно, есть объективные предпосылки — экономический кризис, рост миграционных потоков… При желании любой конфликт можно превратить в национальный. И мы в последнее время стали свидетелями таких попыток. Особенно в больших городах — фиксируются экстремизм, агрессия, мигрантофобия, антисемитизм. При внимательном анализе выясняется, что в основе — экономический передел рынков и сфер влияния.

Но в целом, если сравнивать остроту проблемы в мировом контексте, только Россия сохранила модель межнациональных отношений, которые были традиционны еще в СССР. Ни одна из 193 народностей, столетиями живущих на территории нашей страны, не исчезла. Это уникальный факт.

— Вы считаете, что проблемы используются политиками, бизнесменами, а также «простыми бандитами» для решения своих узкокорыстных интересов?

— Раздаются, например, такие лозунги: «Хватит кормить Кавказ», «Хватит кормить Москву», «Хватит кормить Калининград». Это признаки и экономического, и этнического сепаратизма, угрожающие национальной безопасности. Подсчеты, кто кого кормит, бесперспективны и некорректны. Чеченская Республика производит около двух миллионов тонн нефти лучшего в мире качества, и все налоги идут в федеральный бюджет. А по уровню дотаций на душу населения самые емкие Чукотка и Камчатка, но не Кавказ.

Чувство согражданства
— Отвечая на вопросы во время переписи населения, несколько новосибирцев определили свою национальность как сибиряк. Насколько это правомочно?

— Люди имеют право называть свою национальность как сочтут нужным. Сибиряк — это региональная идентичность, она не противоречит российской. Но это не значит, что сибиряк с точки зрения этнологии и антропологии может быть признан национальностью. Можно говорить о сибирском характере, его особенностях, какой-то общности людей… Национальность все-таки определяют базовые этнические признаки, и территориальный не всегда в их числе.

— А что тогда такое российская нация?

— Российская идентичность и русская идентичность — это разные уровни. Российская идентичность — чувство согражданства, русская — это этническая принадлежность. Русский не противоречит российскому.

Более 620 тысяч азербайджанцев, более миллиона армян живут в России уже в двух — трех поколениях. Они о себе говорят: «Мы — россияне». А кто такие немцы, живущие 250 лет в России?

Поэт Мустай Карим считал: «Я не русский, но я россиянин». Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, а за рубежом я русский». В советские годы слово «россиянин» было сознательно выведено из оборота, чтобы не составляло конкуренции «новой исторической общности — советскому народу».

А кто входил в нашу национальную олимпийскую команду? Тут слово «национальная» означало общегражданскую идентичность.

В ООН входит более двухсот стран-представителей, а народов в мире более 3 500. Нет ни одного государства с одной народностью.

О единой политической нации
— Упомянутая вами стратегия государственной национальной политики имеет какие-то конкретные цели?

— Там заложена идея формирования единой политической нации и сохранения этнокультурного разнообразия российских национальностей. Формулировки целей государственной политики таковы: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

— Что тут зависит от государства и что от каждого из нас?

— Многонациональность и поликонфессиональность — главное наше богатство. Осознание этого факта на государственном уровне очевидно, очередь за каждым из нас.

СПРАВКА
Владимир Зорин — политик. Кандидат политических и доктор исторических наук. Окончил Ташкентский институт народного хозяйства и Академию общественных наук при ЦК КПСС.
С 2001 по 2004 год — министр Правительства РФ, курировал национальную политику. Заместитель председателя общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», основная задача которой — установление диалога между органами государственной власти и национальными организациями, участие в законотворческой и миротворческой деятельности.


ФАКТ
Новосибирская область одна из самых «русских» — 92 процента русского населения, в то время как средние данные по Российской Федерации — 80 процентов

Фотографии статьи
Владимир Зорин