USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дачное стечение обстоятельств

Марианна ДАНИЛОВА
Фото РИА «Новости»
Фото РИА «Новости»

Деятельность садоводческих обществ нуждается в совершенствовании законодательства, регулирующего эту сферу

И рядовые садоводы-любители, и социально активные общественники садоводческого движения признают: с началом каждого весеннего сезона то в одном, то в другом дачном обществе с новой силой вспыхивают если не прямые конфликты, то по меньшей мере недопонимание между простыми членами и правлением сообществ.

Потерянный киловатт
Один из показательных примеров — неразбериха в тарифах на электроэнергию в дачном некоммерческом товариществе (ДНТ) «Конструктор» в поселке Матвеевка Первомайского района Новосибирска. По словам его представителей, начисления по электроэнергии в их товариществе производятся по завышенным тарифам.

— К примеру, только в 2012 году в соответствии с законом с 1 января до 1 июля тариф за электроэнергию должен был составлять 1 рубль 39 копеек за один киловатт-час, а фактические начисления производились из расчета 1 рубль 76 копеек. С 1 июля по 31 декабря 2012 года установленный тариф составлял 1 рубль 48 копеек, а с нас брали из расчета 1 рубль 88 копеек за киловатт-час, — констатируют представители ДНТ «Конструктор».
С подобными обращениями к депутату Законодательного собрания, заместителю председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Андрею Панферову не раз обращались жители.

— Люди жалуются, что членов товариществ зачастую даже не приглашают на собрания, а «коротким кругом», мотивируя тем, что «приглашали, но никто не пришел», принимают решения о повышении платежей. В результате руководство некоторых садовых обществ зачастую даже не может объяснить расходы, которые несут рядовые члены, и то, куда ушли деньги, — говорит Андрей Панферов.

Как прокомментировал председатель Новосибирского областного союза садоводов Ленсталь Машковцев, случаи завышения тарифов на электричество и воду действительно имеют место. Но нередко они оказываются следствием неправильной интерпретации распределения оплаты энергопотерь внутри линий, на трансформаторах или высоковольтных линиях.

— Часть садоводов считает, что не обязана платить за потери, но кто тогда должен платить — садоводческое товарищество? Все остальные садоводы? Получается, построил кто-то коттедж и потребляет тысячу киловатт, а, к примеру, у пенсионерки потребление в тысячу раз меньше, соответственно, и потери меньше. Это же не значит, что чьи-то большие потери при большем потреблении нужно распределять на всех. Прописанного механизма их распределения нет. «Зацепившись» за эту законодательную недоработку, кто-то начинает говорить о завышениях, тогда как речь идет о непонимании того, как распределить существующие потери, — говорит Ленсталь Машковцев.

Представители ДНТ «Конструктор» убеждены: потери не должны закладываться в тарифы. Для этого делается отдельный целевой взнос.

Спокойствие дороже денег?
Нужно признать: в том, что ситуации, когда руководство садовых обществ превышает свои полномочия, становятся возможными, отчасти виноваты и рядовые дачники. Точнее — пресловутая социальная пассивность большинства, которая, как известно, способна застопорить решение проблем не только в дачной сфере.

Депутат Андрей Панферов уверен: нередко граждане не проявляют достаточной активности и принципиальности, тогда как можно снять многие проблемы постоянным активным участием в жизни собственного садового общества. Подтверждая эту тенденцию, представительница другого пригородного дачного общества, находящегося на окраинах Дзержинского района Новосибирска, признается:

— Мы с мужем — пенсионеры. В этом году бухгалтер пришла к нам с квитанциями на оплату ежегодного взноса на нужды нашего общества в сумме 3 800 рублей. На что конкретно нынче пойдут наши сборы, мы не разобрались. Деньги для нас достаточно ощутимые, но все равно заплатим: надо — значит, надо. На собрания мы не ходим, в жизни общества никак не участвуем — просто не хочется, да и некогда этим заниматься, все силы и эмоции уходят в работу на участке, за этим мы дачу и завели.

Такую позицию понять можно: людям, приезжающим в свой маленький летний мир отрыва от городской суеты, лишние дрязги ни к чему. Но этим-то порой и пользуются недобросовестные дельцы, метящие на должности в садоводческих правлениях.

— У нас есть ряд садоводческих обществ, в которых по три-четыре председателя. Группы авантюристов собирают незаконные собрания, подделывают документы, чтобы воспользоваться ситуацией для извлечения выгоды. Особенно проблема актуальна для так называемых элитных, выгодно расположенных территорий, которые для кого-то являются лакомым куском. Не секрет, что многие приходят в правление садоводческих товариществ откровенно для личной наживы. Выход — собираться и переизбирать того, кто не работает на благо садоводческого сообщества, — говорит Ленсталь Машковцев.

Четкая ответственность
Урегулировать целый ряд накопившихся в сфере дачевладения проблем поможет совершенствование законодательства, уверены специалисты. С завышениями тарифов, убежден Андрей Панферов, помогут справиться идентификация и усиление ответственности. Самоличное завышение цен необходимо пресекать административной ответственностью, причем штрафовать нужно конкретное лицо, которое принимает подобные решения. Размытых формулировок типа «правление решило» лучше избегать, уверен парламентарий.

— Если у людей есть вопросы по завышению тарифов, прежде всего им нужно приходить на собрания своих обществ, не стесняться задавать вопросы и даже писать письма в те организации, которые фактически уполномочены отвечать им на эти вопросы: в прокуратуру, департамент по тарифам. Пока решение этой проблемы не вошло в правовое русло на предмет ужесточения наказания и административных воздействий на нарушителей прав дачников, можно и нужно обращаться в те органы, которые могут помочь людям ответить на их вопросы, — считает Андрей Панферов.