Слышать музыку, видеть движение
Открывшийся в Новосибирске VII Сибирский фестиваль балета начался с совместного проекта с Транссибирским арт-фестивалем
В Новосибирском театре оперы и балета вечером одноактных балетов одного из самых знаменитых хореографов современности Иржи Килиана открылся VII Сибирский фестиваль балета.
Воспоминания о незнаемом
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко добавил в этом сезоне к своей драгоценной килиановской коллекции («Маленькая смерть», «Шесть танцев», «Бессонница»), которую на предыдущем фестивале уже по достоинству оценили новосибирцы, еще один шедевр — «Восковые крылья» на музыку Г. Бибера, Дж. Кейджа, Ф. Гласса и И.С. Баха. Перечисление композиторов здесь принципиально важно, как и моцартовская музыкальная основа в предыдущих опусах. Потому что, по словам великого танцовщика Рудольфа Нуреева, этот гениальный хореограф «превращает метафоры в движения, Килиан слышит музыку и видит движения».
Название балета, как сказано в аннотации, отсылает нас к мифу об Икаре, взлетевшем так высоко, что солнце растопило воск, из которого были сделаны его крылья. Есть также ссылка на картину Брейгеля-старшего «Пейзаж с падающим Икаром». Но, с нашей, зрительской, точки зрения, миф не так уж и важен для восприятия этой изысканной по форме, многослойной, как сон, и полной потаенных философских смыслов симфонии движения. А настрой такому особому, углубленному восприятию килиановского творения наравне с музыкой, безусловно, задает аскетичное, но очень емкое сценографическое решение спектакля. В центре одетой в черное сцены — повисшее кроной вниз безлистое дерево. Вокруг него свой вечный световой цикл совершает чуть розоватый фонарь солнца, гаснущий на ночь и с жизнеутверждающим постоянством продолжающий свой круговорот днем. Благодаря этому танец то ли Икара, то ли птиц, то ли сопутствующих ему эльфов, а может быть, разных временных ипостасей героя приобретает другое измерение — их полет происходит и затихает высоко над землей. Давая иное измерение и нашим, зрительским, впечатлениям — мы будто вспоминаем что-то забытое или вовсе незнаемое — парение души над земными просторами…
Новая балетная премия
По-новому в этой связке смотрелась и килиановская «Бессонница». Если в прошлом году, когда мы видели ее в первый раз, это был просто эстетический шок от погружения посредством музыки и танца в подсознательное и трансцендентное, то на это раз мы сверх того любовались изощренностью постановочных узоров, пластическими ребусами и филигранным мастерством танцовщиков.
Вот что сказал художественный руководитель новосибирского балета и организатор фестиваля Игорь Зеленский:
— Я рад, что фестиваль состоится. Конечно, всегда хочется большего, но афиша не оставляет сомнений в его уровне. Зрители увидели балеты Килиана. Все знают, кто такой Иван Васильев, Сергей Полунин, Леонид Сарафанов, чьи имена заявлены в наших спектаклях. На этот раз мы увидим на новосибирской сцене и Диану Вишневу, которая неоднократно выступала с нами на гастролях. В общем, фестиваль продолжается и зрители, думаю, не будут им разочарованы.
По словам Игоря Зеленского, украсить фестивальный звездный ряд могла бы при другом стечении обстоятельств и прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, но она танцует «на соседней улице». Имелось в виду участие знаменитости в Транссибирском арт-фестивале. Стоит подчеркнуть, что эти два грандиозных культурных события уже сегодня имеют, а в дальнейшем будут развивать точки творческого соприкосновения. Первой такой точкой взаимодействия двух престижных форумов искусств станет вручение 8 апреля вечером, после спектакля «Щелкунчик», первой в истории Новосибирского театра оперы и балета премии имени выдающейся нашей балерины Любови Гершуновой. Это совместная премия НГАТОиБ и Транссибирского арт-фестиваля. На дипломе к ней (весьма значительной в денежном исчислении) будут стоять две подписи — Игоря Зеленского и Вадима Репина. Вручит ее новосибирской балерине Светлана Захарова.
Без разочарований
Радует художественного руководителя балета и то, что на этом фестивале театр очень плотно сотрудничает с хореографическим колледжем: во- первых, ребята широко заняты в спектаклях, а во-вторых, один из вечеров фестивальной программы будет посвящен концерту учащихся и студентов НГХК.
— Мы и колледж сегодня — единый организм, — прокомментировал Игорь Зеленский, — который должен жить как единое целое, сотрудничать и помогать друг другу. Наша задача — чтобы все выпускники колледжа приходили в этот театр.
О судьбе следующего фестиваля, по словам Зеленского, тоже не стоит беспокоиться (а обеспокоило поклонников артиста то, что с ним заключен пятилетний контракт в качестве художественного руководителя Баварского государственного балета).
— Что касается моего формата работы в Новосибирске, ничего не изменится, — заверил он. — Все остается как есть, даже, по всей видимости, я смогу проводить здесь больше времени, чем прежде.