USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Музыка в ритме экспресса

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Транссибирский арт-фестиваль — не только копилка впечатлений для слушателей, но непрекращающийся мастер-класс для молодых новосибирских музыкантов

Как назовешь корабль, так он и поплывет. Имя новосибирского фестиваля, созвучное с транссибирским экспрессом, похоже, предопределило ритм его движения. Великолепные музыкальные картины каждый день и каждый вечер сменяют друг друга, счастливые слушатели продолжают переживать полученные накануне впечатления, а художественный руководитель Вадим Репин, как и программа фестиваля, не сбавляют темп, открывая публике новые горизонты и дали.

Поэтому, придя в пятницу на открытую репетицию в специальную музыкальную школу-колледж, я в первую очередь спросила у знаменитого скрипача об его отношении к событию, которое произошло накануне, — мировой премьере концерта для скрипки с оркестром Беньямина Юсупова. Произведения, принятого новосибирцами очень горячо и с таким подъемом, такими долгими аплодисментами и возгласами «Браво!», что маэстро, в общем-то, выложившийся сполна, тем не менее исполнил на бис одну из его частей.

Вадим жил уже новым концертом. Он и известный итальянский виолончелист Марио Брунелло репетировали с выпускниками и учащимися ССМШ-колледжа секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции», который должен был прозвучать вечером в Искитиме и на следующий день — в Концертном зале имени А.М. Каца в программе «Дети детям», организованной совместно с фондом Натальи Водяновой. И все-таки, отвлекшись от новых задач и впечатлений, Вадим ответил, что, безусловно, произведение Юсупова «Голоса скрипки» — это карт-бланш для скрипача. И хотя главный его, репинский, репертуар — романтические и позднеромантические концерты, которые являются по сути симфониями, здесь по замыслу автора он мог показать себя как ремесленник, мастер-виртуоз, демонстрируя различные скрипичные стили. Причем это было сделано композитором в такой форме, что стало не просто поверхностным развлечением, но и большой интересной работой по выявлению аутентичности данных стилей — от музыки Ренессанса до индийской раги, джаза и другого, а также гармоничному соединению этих таких полярно разных частей.

— Мне кажется, этот концерт будет иметь очень удачную, успешную жизнь, — подвел черту музыкант. — Думаю, мои коллеги с радостью его подхватят и будут исполнять.

О самой репетиции на сцене концертного зала ССМШ, кстати, чем-то по дизайну похожего на уменьшенную копию нового зала филармонии, трудно рассказывать, но наблюдать было крайне интересно. Две скрипки — Вадим Репин и десятиклассница Анна Танака, два альта — артист Filarmonica-квартета Илья Тарасенко и первокурсница Московской консерватории Антонина Поправе, две виолончели — маэстро Марио Брунелло и Софья Шаюк, в прошлом ученица ССМШ, теперь артистка филармонического оркестра, искали и находили заветные ключи к ансамблевому исполнению прекрасной музыки. Было заметно, что младших, хоть они все лауреаты престижных конкурсов, не только устраивала роль учеников в этой звездной компании, они ею наслаждались. Чувствовалось: такого искусного и харизматичного проводника по музыкальным тропам, уступам, перевалам, вершинам, как Вадим Репин в союзе с маэстро из Италии, они могли себе только пожелать.

В перерыве — эксклюзив для «Советской Сибири».

Илья Тарасенко:

— Эту музыку я играю, конечно, не впервые: наш квартет часто исполнял ее и за границей, и в своем абонементе. Но поиграть с такими выдающимися музыкантами, как Марио Брунелло и Вадим Репин, — замечательный опыт. Вадим это делает очень интересно, свежо, за время репетиций мне много нового удалось почерпнуть для себя. Честно говоря, я в первый раз вижу Вадима в роли камерного исполнителя, разумеется, кроме сонат. И, по моим ощущениям, он очень чутко реагирует, как себя проявляют партнеры, и всегда в связи с этим у него рождаются какие-то новые идеи. Например, сегодня было все совершенно по-другому, чем на предыдущих репетициях, — в хорошем смысле. А объединяет их то, что все они проходят очень ярко и насыщенно.

Анна Танака:

— Я была один раз на мастер-классе Вадима Репина. То, что он мне сказал, какие сделал замечания, очень помогло мне потом. Но здесь немного другие отношения. Я сижу рядом, слышу его скрипку, непосредственно звук. Это не сравнимо со словесными рекомендациями: я стараюсь изучать, буквально впитывать, КАК он играет. Профессионально это очень важно и значимо.

Сам Репин тоже видит в этой работе большой смысл.

— Наш фестиваль — как посаженное только что деревце, — говорит музыкант. — У него пока еще несколько веточек, и одна из них, кроме презентации новых произведений, кроме программ, где музыка соединена с движением, с хореографией, кроме даже будущих оперных постановок, очень важная — это направление, которое мы должны развивать непременно: интеграцию с младшими и еще более младшими поколениями исполнителей. На мой взгляд, эта фестивальная ветвь должна быть многообразной, включать в себя и мастер-классы. То есть чем больше будет общения именно между разными музыкальными возрастами и статусами, тем более яркими и полновесными будут плоды. И сейчас уровень молодых музыкантов изначально хороший, но что меня поражает — та скорость, с которой они прогрессируют в работе над произведением: все помнят, с каждой репетицией это просто другие люди. И это самое отрадное.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марио БРУНЕЛЛО, виолончелист (Италия):
— Мое поколение музыкантов старается чаще играть с молодыми, поскольку от них получаешь очень много энергии. А главное: они — будущее музыки, о них надо заботиться. Причем в таких концертах это не отношения профессора и студента. Пока мы играем вместе, от первой и до последней ноты, — это музыка.