USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Владимир БОРТКО: «Наконец мы перестали уступать»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Побывавший недавно в Новосибирске кинорежиссер Владимир Бортко, без преувеличения, самая заметная фигура в постсоветском кинематографе.

Постановщик фильма «Собачье сердце», сериалов «Мастер и Маргарита», «Идиот», ставшего через пять лет еще более актуальным в связи с событиями на Украине, эпического по звучанию «Тараса Бульбы», он также депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. То есть немалая величина и в общественно-политической жизни страны. Причем не будучи громкоголосым и стремящимся к публичности, Бортко вызывает едкие выпады и оппонентов, и, возьму на себя смелость сказать, завистников, которые упрекают его в том, что снимает он свои киношедевры по голливудским схемам, прекрасно чувствуя конъюнктуру, хотя и коммунист… Партийная принадлежность — большая «закавыка» в отношении к нему многих. Разумеется, не зрителей, которые смотрят и пересматривают его картины взахлеб.

История взаимоотношений Владимира Бортко с КПРФ, как выяснилось при встрече, довольно художественная, ибо к Марксову учению, как и ко всему в жизни, он подходит творчески. Но самые важные константы в его мировоззрении — то, что он государственник и патриот. В основном на эту тему и шел разговор на встрече.

Пушкин в Крыму — на месте
— Произошедшее некоторое время назад на Украине — событие колоссальное. Это и есть История, которая творилась прямо на наших глазах. Это возврат в нашу семью нашей же земли. Возможно, я говорю сейчас не как член парламента, а от себя лично, но я всегда считал, что Крым — это наша земля. Почему? Да потому, что как бы я ни уважал — а я очень уважаю его — Тараса Шевченко, но как-то он в Крым входит с трудом. А Пушкин там на своем месте, Чехов — на своем месте, адмирал Нахимов — на своем месте. Не дай Бог, вместо Нахимова поставили бы Бандеру — было бы нехорошо…

Я прожил на Украине 28 лет, когда меня привезли в Киев годовалого, в пеленках, и прожил там до 29: учился в школе, техникуме, служил в армии, женился. Я там, учась в институте, даже свое первое кино снял. Прекрасно знаю Украину, более того, говорю по-украински совершенно свободно. Замечу: и я, и все мои товарищи-киевляне всегда говорили исключительно по-русски. Потому что Киев — абсолютно русскоязычный город. Сейчас несколько иная картина. Спрашиваю: почему? Мне отвечают: кое-кто уехал: кто победнее — в Россию, кто побогаче — в Лондон. В Киев идет заметное движение с запада Украины и очень мощное из маленьких городов — меняется менталитет, но пока еще по-прежнему говорят по-русски… Кстати, если б вы слышали, как говорит по-украински хоть Кучма, хоть Янукович: ничего кроме смеха это вызвать не может — ужасно! Они не умеют говорить по-украински...

На чем делалась политика?
— Что такое Украина? Она ментально разделена на две части — западную и восточную. Восточная — это 340 лет существования в виде не Украины, а просто России — Малороссии, Новороссии. И это легко очень определяется. Вот художник Репин — это русский художник? Да! И родился он под Харьковом… А замечательная поэтесса Анна Ахматова — русская? Да, родившаяся в Одессе Анна Горенко… И так далее, и так далее…

Существует еще одно разделение на Украине. Об этом мало кто говорит, но оно есть: это русскоязычные города и деревни, говорящие на так называемом суржике — перемешанном русско-украинском языке.

На чем делалась политика? Надо же чем-то отличаться от России. А давайте будем говорить только по-украински и будем внедрять украинскую культуру! Хотя основана она лишь на этой самой деревенской культуре в основном XIX века — казаки, крестьяне... А остальное? Остальное — это Россия.

И вот на этом фоне (либералы, конечно, со мной не согласятся) на Украине происходит самое главное событие — геополитический разговор между нами и США, которые пригласили с собой Европейский союз. Почему мы в тот разговор вступили? Да по той простой причине, что в ЕС Украину никто не примет, а вот в НАТО — в одну секунду. А это значит, что до Смоленска с востока Украины на танке — полтора часа, а до Москвы ракетой — полторы минуты. Причем если суммировать все это с украинской пропагандой, получаются страшные вещи: вот в Сумской области люди живут, а в Курской — люди с песьими головами…

Дружили два товарища
— Что касается Западной Украины — это совершенно другая история. Это исторически — Австро-Венгрия. Что не означает, что она чем-то хуже. Я снимал «Тараса Бульбу» и там, и там, и хорошо это знаю. Прекрасные люди, изумительная природа, но абсолютно другой менталитет. И если на востоке, где-нибудь в Запорожье, сталевар выйдет после смены пивка попить, как и в вологодском Череповце, он что увидит? Трубы, река течет, плотина стоит, памятник Ленину, продается пиво, и все говорят по-русски — разницы совершенно никакой. А вот Львов — другая картина. Поэтому и была использована попытка насаждения украинства на восточную часть страны, чтобы охватить прозападным влиянием всю Украину. Им нужна вся страна. А больше всего американцы, разумеется, боятся, что она расколется… Но это уже есть: у них на Западной Украине Бандера — национальный герой, на востоке страны его на дух не переносят…

Или вот еще: там, на Украине, два моих товарища. Один уже уехал в Россию, вывез семью. Другой написал письмо по электронной почте: «Я рву с тобой всяческие отношения, я тебя ненавижу». И это человек, с которым я учился в институте и дружил сорок лет! Но в любом случае то, что Крым теперь русский — это величайшая победа России. Последнее время мы все уступали, уступали, уступали, теперь приятно сказать — одержали победу.

Булгаков не антисоветчик
— Меня спрашивают, как я, коммунист, взялся снимать фильм «Собачье сердце»? В 947-й раз отвечаю словами профессора Преображенского: а где у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд по Обуховскому переулку надо забить досками и ходить через черный ход? Нет такого у Карла Маркса. Это — Булгаков. Я снимал фильм в 1989 году. То, что происходило в стране, мне очень не нравилось. Это не значит, что мне не нравились идеи Карла Маркса. Тем более, как я считаю, другого пути, кроме социализма, нет не только у нас, но и во всем мире…

В мире вырублены леса, нет рыбы в Балтийском, Средиземном морях — выловили. И так во всем. А что будет дальше? Как написал Карл Маркс: «Если капиталист видит 300 процентов прибыли, нет такого преступления, на которое бы он не пошел». И это подтверждается каждый раз… А при социализме основная цель — духовное развитие человека. Моя мама, ей 92 года, рассказывала, как они в школе, в старших классах, в глухой украинской деревне ставили «Ромео и Джульетту» Шекспира. И это, по моим подсчетам, 1934 год! Не только 87 процентов неграмотного населения читать и писать выучили, но и приобщили народ к высокой культуре… Хотя марксизм, конечно, учение, и Маркс и Энгельс были учеными, которые создавали свою теорию о социалистической революции в расчете на европейские страны — Англию, Францию, Германию. Не Россию. В этой погрешности заложен 1937 год и все остальные наши проблемы.

Поэтому я никаким образом не спорю с господином Булгаковым. Я экранизировал, как вы знаете, еще один его роман — «Мастер и Маргарита». И когда начинал работать над ним, говорил актерам, про что буду снимать. Этого в романе нет, но, на мой взгляд, в этом суть. Представьте, что живет какой-то человек — Воланд, черт, дьявол. Но дело не в том, что он дьявол, а в том, что он умный и все знает. Он знает, что дважды два — четыре, и с этого не сойдет. Смотрит на жизнь реально. И тут приходят к нему его черти и говорят:

— Вот тут у нас на земле образовалось нечто. Там не каждый день дважды два — четыре, а иногда — пять. А любовь, оказывается, социальное чувство, а свобода — это осознанная необходимость. А еще они делают нового человека…

— Как так, — удивляется Воланд, — ведь он уже создан?

— Нет, они делают совершенно нового…

— Я хочу посмотреть…

И вторая линия — Мастера. Почему он не заслужил в конце романа свет? А что он делал? Ничего, просто сидел в подвале, боясь ареста. Он, как и Булгаков, не был антисоветчиком, просто он был лишним человеком. Горько, больно, но это так. «Мастер и Маргарита» — это честная книжка о себе.

О наших либералах
— Когда я снимал «Идиота», я нашел поразительную вещь, высказывание Достоевского о русском либерализме. Там сказано примерно следующее: удивительное явление — русский либерал, он ненавидит свою родину, свою землю. Малейшая неудача — он начинает радоваться, потирать руки. Такого нигде в мире нет, это только наш феномен.

Представьте, они таковыми и остались. Какая-то в стране неудача, и госпожа Новодворская говорит: «Так и надо!» Совсем недавно заявила: «Стрелять надо русских!» Ну, простим старушку, настрадалась, но другие?

Либерализм сам по себе ничуть не плох. Что такое либерал? Он рассматривает человека, чтобы человеку было хорошо. Но одному человеку, каждому. Если же существует группа людей или народ, который не очень хорошо живет, их это мало интересует. А я воспринимаю народ как общность. Вот в чем разница. Они никак не могут понять, что мы можем просто исчезнуть как нация, исчезнуть вообще, и надо сделать все, чтобы этого не произошло. Что, по мнению наших либералов, в корне противоречит либеральной идее. Потому что либералам государство не нужно. Вот Питер, допустим, отойдет к Швеции, и хорошо — лишь бы каждому отдельному человеку было комфортно. Только единственное: у нас не будет языка, литературы, они исчезнут, как и вся русская культура. Их это мало волнует. Хотя, замечу, в других странах, в европейском либерализме этого нет, там как-то все нормально устроено по отношению к нации и государству...

СПРАВКА
Владимир Владимирович Бортко (родился в 1946 году в Москве) — российский режиссер, сценарист, продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР за телефильм «Собачье сердце» (1990), кавалер ордена Почета (2006). Депутат Государственной думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре.

ЦИФРА
Второго апреля 2009 года состоялась премьера художественного фильма «Тарас Бульба» с украинским актером Богданом Ступкой в главной роли. Фильм вызвал значительный зрительский интерес и острую полемику в СМИ России и Украины. Со 2 апреля по 9 мая фильм в кинотеатрах СНГ посмотрели 3,74 миллиона человек (без учета кинотеатров Украины)