USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Парк в активной фазе

Юлия НАЗАРЕНКО
В этом году большая часть госфинансирования —  686 миллионов рублей будет направлена на строительство объектов системы канализирования. На ускорении процесса настаивают резиденты, особенно — «Арматон» (на снимке). Фото Михаила ПЕРМИНА
В этом году большая часть госфинансирования — 686 миллионов рублей будет направлена на строительство объектов системы канализирования. На ускорении процесса настаивают резиденты, особенно — «Арматон» (на снимке). Фото Михаила ПЕРМИНА

Резиденты ПЛП уже вложили в свои проекты треть общего объема средств, предусмотренных соглашениями

На площадках и вокруг новой индустриальной зоны Новосибирска не утихает шум. На территории парка кипит работа, возводятся корпуса предприятий, объекты инфраструктуры, намечается строительство развязки на трассе М51.

За последние несколько месяцев в региональном парламенте неоднократно звучали предложения о корректировке финансирования проекта Промышленно-логистического парка в сторону существенного уменьшения. Напряженное формирование региональной казны заставляет под увеличительным стеклом рассматривать, куда уходит и насколько эффективно тратится каждый бюджетный рубль, отпущенный в рамках долгосрочной целевой программы.

Ответы на эти и многие другие вопросы были получены на состоявшемся в минувший вторник в строительном городке ПЛП расширенном заседании Совета директоров Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области, куда были приглашены депутаты Законодательного собрания, члены профильных парламентских комитетов и резиденты парка.

Завод за год
Там, где несколько месяцев назад зияли котлованы, сегодня поднялись заводские стены. Порядка полутора сотен специалистов ежедневно трудятся на площадке будущего завода «Арматон» — проекта одного из резидентов промпарка. Задействованы с десяток подрядчиков. Запуск предприятия планируется нынешней осенью. По промышленным меркам — суперсроки. В строительство уже инвестирован 1 миллиард рублей. В 20-х числах апреля планируется первая отгрузка оборудования.

Напомним, количество резидентов Промышленно-логистического парка Новосибирской области в прошлом году достигло шестнадцати. В 2014-м к ним присоединились еще две компании. Общий объем частных инвестиций по мере полной реализации проектов составит 45 миллиардов рублей, уточнил директор Агентства инвестиционного развития области Виктор Балала. Серьезные перспективы открываются перед парком в связи с развитием Новосибирской агломерации, в которой ПЛП становится частью Аэросити.

Резиденты парка уже вложили в свои проекты 14,5 миллиарда рублей. Регион со своей стороны обеспечивает действующие и будущие предприятия всей необходимой инфраструктурой, включая тепло- и водоснабжение, канализирование, электрические мощности, дороги. Это укладывается ежегодно в суммы на порядок меньше вложений частного капитала. И если говорить о сиюминутной отдаче бюджетных вложений от такого проекта, как ПЛП, не приходится, то сегодня регион имеет налоговые отчисления от компаний-подрядчиков плюс созданные рабочие места.

Деньги, сроки, ответственность
Строительный городок ПЛП в реальном времени. Двухэтажный рабочий вагончик почти у подножия насыпи Транссиба. Отсюда «зеленое поле» — так называют парковые зоны, поднимающиеся с нуля, — видно как на ладони. По обе стороны еще осенью, когда с ревизией приезжала большая делегация новосибирских законодателей, строительная техника работала с грунтом.

Сегодня на фоне ясного мартовского неба вырисовываются заводские профили. До запуска — месяцы, и еще не один миллион рублей будет вложен инвесторами. Они выполняют принятые на себя обязательства, управляющая компания парка — свои.

— Это две неразрывные вещи, — подчеркнул председатель совета директоров АИР Алексей Хомлянский. Срыв сроков исполнения договоренностей в рамках подписанных соглашений как со стороны инвестора, так и со стороны хозяев проекта влечет за собой санкции. Договоры — это не только деньги, это бремя ответственности.

Из Европы — в резиденты
Проект ПЛП, существующий с 2007 года, по сути, только в 2011-м вступил, по выражению Алексея Хомлянского, в активную фазу. С тех пор количество резидентов выросло более чем втрое. Прошлый год выдался особенно ростовым. Большая часть территории парка «заселена». С еще 30 компаниями либо идут переговоры, либо они уже на стадии оформления земельного участка.

Участки, зарезервированные семь лет назад под несостоявшихся резидентов и до сих пор пустующие, в ближайшее время тоже будут заняты. В частности, есть уверенность в том, что в ПЛП зайдет очень крупный производитель пищевых продуктов. ИТАР-ТАСС со ссылкой на свой источник в правительстве области называет Mondelez (ранее — Kraft Foods). Но в АИР, сославшись на просьбу инвестора до заключения соглашения не озвучивать название компании, только упомянули, что речь идет об иностранной кондитерской фирме с мировым именем.

Это не первая зарубежная компания, которая среди прочих индустриальных зон Зауралья выбрала именно новосибирскую. Напомним, в ПЛП уже зашел итальянский производитель холодильного оборудования «Арнег», проектированием которого занимается та же компания, что обслуживает «Глорию Джинс». Активно идет инвестор не только сибирский, но и из центральной части России. Свой интерес к площадкам такого рода частный капитал сверяет не только исходя из логистических преимуществ региона, но и «по часам» того бизнеса, который уже разместил свои проекты в новосибирском промпарке.

Временно исполняющий обязанности министра экономического развития области Галина Бабкина добавила, что полученный эффект — результат совместных усилий, возможности работать с инвесторами в тесном контакте, пригласить их, показать, изменить мнение. И в этом велика роль средств массовой информации, которые формируют имидж региона не только в кругу читателей деловых изданий.

Настал час А
По словам Виктора Балалы, гендиректора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, опыт развития ПЛП в регионе намерены тиражировать на другие инвестиционные площадки, которые появятся в ближайшее время.

— Мы убеждаем резидентов модифицировать инвестпроекты, добавив к производственным мощностям распределительно-логистические центры, — сообщил глава АИР.

Он заявил, что в ПЛП приступили к раскрытию площадки А, на которую уже заходят крупные компании с большим грузооборотом. «Они долго не принимали решение о вхождении на площадку, дожидаясь начала строительства развязки на федеральной трассе «Байкал», — рассказал Виктор Балала.

Временные подъездные пути сегодня себя исчерпали. Для компаний, принимающих несколько сот фур в сутки, перспектива оказаться взаперти дорожных пробок — большая гиря на чаше весов не в пользу ПЛП. Однако инвестора стимулировала синхронизация решений со стороны правительства области, АИР, управляющей компании парка и дорожников, готовых решить проблему к 2016 году. А при нормальном финансировании — и к 2015-му, уточнил участвующий в обсуждении начальник территориального управления автодорог Константин Громенко.

КОММЕНТАРИИ
Алексей ХОМЛЯНСКИЙ, председатель совета директоров ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области»:
— Второй год, как Новосибирская область приняла такое непростое решение (по финансированию ПЛП. — Ред.). Эта площадка не ожила бы без государственных инвестиций, в каком бы выгодном географическом положении ни находилась. В 2013 году 1,4 миллиарда бюджетных средств было вложено в проект. В 2014 году — 700 миллионов рублей, а объем строительной программы намечен такой же, как в прошлом году.
Управляющая компания зарабатывает собственные средства за счет вовлечения земельного ресурса в экономику и инвестирует в площадку. В 2015 году госбюджет ПЛП снижается до 500 миллионов, соответственно доля собственных средств компании вырастает до 700 миллионов. Таким образом, общий объем государственных инвестиций остается на уровне 1,2 миллиарда рублей, но мы уходим на сокращение бюджетных расходов.


Александр КОЛЕСНИКОВ, руководитель проекта ООО «ЗКПД «Арматон»:
— Нам осталось освоить треть нашего бюджета — 500 миллионов рублей. Это будет сделано до конца августа — в сентябре. Котельную заканчиваем, газопровод проложен. В ноябре завод выдаст первую продукцию. За дорогу — спасибо, очень удобно, ее регулярно чистили. Электричество временное нам обеспечили, что позволило вести работы в зимнее время.

По срокам подключения к инженерным сетям все согласовано с ПЛП. Большая просьба — их выдержать. Первая машина с оборудованием в апреле отгружается в Германии, она прибудет в мае. Каждый день мы будем принимать по три — пять машин. Оборудование сразу будет монтироваться, соответственно, проблем с электричеством не должно быть.


Илья ВОРОНОВ, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СФО, заместитель председателя парламентского комитета по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Реализация проекта ПЛП — это рост экономического и производственного потенциала, увеличение рабочих мест. Успешно его освоив, можно рассматривать другие площадки, например в Барабинске. Но конкуренция за инвестора с другими регионами, где ему предлагают очень хорошие условия, высокая.

Мы должны внедрять региональный инвестиционный стандарт, который поможет нам выстроить, во-первых, более прозрачную работу с инвестором. Во-вторых, более четкое понимание ситуации будет и в средствах массовой информации, и у депутатского корпуса.


ФАКТ
Более трети земельного ресурса Промышленно-логистического парка Новосибирской области уже предоставлено резидентам, 27 процентов отведено под объекты парковой инфраструктуры, 11 процентов территории уже рассматриваются претендентами. Свободными пока считаются 28 процентов от общей площади ПЛП в 2 000 га