Идея на единицу с девятью нулями
Бизнес уходит в Интернет, уверены эксперты. Но не все из них этим довольны
Сразу два новосибирских «молодых миллиардера» попали в полуфинал конкурса стартапов Forbеs.ru. Секрет в том, чтобы предложить людям не идею, а продукт, который решает их проблемы, считает один из них, Вячеслав Богомолов, лидер проекта системы скидок Prosument.me. Смысл помогать предпринимателям, по его мнению, возникает тогда, когда решение некой массовой проблемы «на два порядка круче того, что существует сейчас».
Выбор экспертов
По словам Анастасии Жоховой, редактора Forbes.ru, в этом году из Новосибирска поступило шесть из 73 заявок — это третий город после Москвы и Санкт-Петербурга по их количеству.
— Некоторые из них нам очень понравились, хотя они и не вошли в полуфинал, — рассказывает она. — В частности, проект «Баба Шура» — такой яркий и симпатичный, как и сама девушка, его создательница. Прачечная — это социальная услуга, в которой большую роль играет личность владельца, и я бы к ней пошла. Лично мне он приглянулся тем, что барышня просто взяла идею и смело ее реализовала, не смущаясь, что миллион человек до нее это уже сделали.
Сеть мини-гостиниц «Достоевский» в полуфинал попала привычным путем — сквозь сито начального редакционного и последующего экспертного отборов. Хостелы — дело перспективное, а Евгений Гришаков, основатель этой сети гостиниц, сосредоточен на продвижении франшизы.
— Читатели «Форбс» — бизнесмены и деловые люди, а это и есть наша целевая аудитория. Это отличная возможность рассказать про нашу франшизу и быстрее расширить нашу сеть, — уверен он.
Дальше полуфиналистов ожидает работа с менторами. Ее активность и результативность станет одним из критериев выхода трех из них в финал конкурса.
— Как ни странно, но по опыту прошлых лет не все пользовались этим ресурсом, — отмечает Жохова.
Оба новосибирских полуфиналиста видят основную ценность участия в этом конкурсе именно в том, что могут получить советы гораздо более опытных предпринимателей.
— Нашим ментором стала Регина фон Флемминг, издатель и генеральный директор журнала «Форбс», и мы уже начали работу по хостелам «Достоевский» с ней, — рассказывает Евгений Гришаков. — Нам ценен взгляд профессионала со стороны, который поможет нам разработать дальнейшую стратегию развития и привлечь не только новых стратегических партнеров, но, возможно, и инвесторов.
Воля к победе
Второй новосибирский проект — система скидок Prosument.me — попал в полуфинал в номинации «Приз зрительских симпатий». Не без приключений, как говорится.
По первоначальным условиям конкурса, итоги голосования нужно было подвести к 15 декабря. Но заявок было настолько много, что редакция Forbes.ru не справилась с их наплывом и не смогла своевременно разместить на сайте все.
Поэтому так и вышло, что новосибирцы из Prosument.me не обнаружили себя в списке полуфиналистов, хотя условия конкурса выполнили. На 15 декабря — первоначально заявленную дату подведения итогов конкурса — их проект собрал наибольшее число голосов зрителей. Однако к реальной дате объявления результатов, 28 января, их опередил другой проект.
— У нас была цель победить, и мы уже всем заявили, что прошли в полуфинал, ведь мы выполнили условия конкурса, — рассказывает Вячеслав. — Я просто не мог себе позволить сдаться.
Команда Prosument.me вступила в переписку с организаторами конкурса. В ходе долгого общения новосибирцы предложили ввести одиннадцатую номинацию и отдать ее тому проекту, который позже набрал большее количество голосов. Предложение было принято.
Куда и почему
Что касается общих тенденций развивающегося бизнеса, то все наши герои уверены в одном: будущее — за Интернетом. Хотя не все из них этому рады.
— Мы особенно ценим офлайновые проекты. Хочется, чтобы в стране развивалось и производство, — комментирует тренд ухода инновационного бизнеса в Интернет Анастасия Жохова.
По словам Евгения Гришакова, интернет-бизнес, напротив, помогает развивать бизнес офлайн — его первая компания, «ЕАмедия», занимается интернет-рекламой.
— Именно за счет активного продвижения в Сети мы очень быстро наполнили наши хостелы клиентами, а теперь обучаем наших партнеров наполнять уже их гостиницы и привлекаем новых франчайзи, — уверен он.
Вячеслав Богомолов считает, что бизнес идет в Интернет вслед за потребителем.
— Потребитель становится ленивей: ему никуда не хочется идти, хочется все делать из дома — покупать билеты на самолет, заказывать товары. Люди оценили преимущества интернет-сервисов и начинают ими активно пользоваться, — говорит он.
СПРАВКА
«Школа молодого миллиардера» — проект сайта Forbes.ru, существующий с 2010 года. В ней обучаются и соревнуются молодые предприниматели: вошедших в полуфинал бизнесменов несколько месяцев консультируют звезды бизнеса. В этом году среди менторов — Сергей Белоусов, основатель Acronis и Parallels, Александр Островский, основатель «Инвитро», Давид Якобашвили, «Вимм-Билль-Данн», Камиль Курмакаев, Wikimart… Финалистами становятся три проекта — те, что по оценкам жюри показывают наиболее динамичное развитие за это время. За три года новосибирские предприниматели лишь раз выходили в полуфинал конкурса.