Голосуем за мэра в в последний раз?
Гражданская культура в обществе — это наличие активной позиции, которая отличает цивилизованного человека от асоциальной личности
На днях в Госдуму РФ внесена поправка к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: проект предполагает отмену прямых выборов мэров крупных городов с районным делением. Предлагается назначать глав городов из числа депутатов местных парламентов по контракту сроком от двух до пяти лет. А за хозяйство будут отвечать наемные работники, так называемые сити-менеджеры.
Разработанные поправки к закону коснутся 67 городов, в их числе и Новосибирск. Прямые выборы мэров и депутатов будут сохранены в сельских поселениях и городских округах, не имеющих районного деления.
Проверка на весомость
Досрочные выборы мэра Новосибирска состоятся 6 апреля 2014 года. Новосибирская городская муниципальная избирательная комиссия допустила к участию в выборах 17 кандидатов. Из них только один является самовыдвиженцем, остальные выдвинуты политическими партиями. Каков их вес в глазах избирателей? Насколько они способны оказать реальную поддержку своему кандидату? Ответить на эти вопросы в какой-то мере поможет рейтинг успешности политических партий на самых массовых за последнее время выборах — 8 сентября 2013 года.
Рейтинг подготовлен Комитетом гражданских инициатив РФ. Он составлен на основе итогов голосования на выборах депутатов
16 законодательных (представительных) органов субъектов РФ и 12 представительных органов городов — административных центров субъектов РФ. В рейтинг включены 39 политических партий, участвовавших более чем в одной кампании. Средний результат партии рассчитывался как среднее арифметическое ее результатов по всем кампаниям (в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании).
Три партии из тех, что участвуют в предстоящих 6 апреля выборах мэра Новосибирска — «Гражданская инициатива», «Альянс зеленых и социал-демократов» и «Партия дела», в рейтинге не упоминаются вообще, они не участвовали в избирательных кампаниях 8 сентября 2013 года. Три партии — «Социальная защита», «Против всех» и «Партия Духовного Преображения России» — упомянуты, но не попали в основной рейтинг по причине того, что участвовали всего в одной избирательной кампании.
Не спуская глаз
Выборы любого уровня резко актуализируют тему контроля за ходом голосования и подсчета голосов. Как могут использовать кандидаты и их сподвижники свои права для осуществления контроля? На этот и другие вопросы отвечает председатель Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии Ольга Благо.
— Ольга Анатольевна, напомните, какие задачи имел в виду законодатель, определяя статус наблюдателей в день выборов?
— Основная цель — соблюдение всех норм при проведении голосования и подсчете голосов избирателей. Если говорить шире о замысле законодателя, то наблюдатели содействуют повышению доверия к институту выборов, способствуют росту политической активности граждан.
— Эти цели сходны с теми, что стоят перед любым избиркомом?
— Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы конструктивно сотрудничать с наблюдателями. Перед территориальными и участковыми избирательными комиссиями поставлена задача обеспечить взаимодействие с наблюдателями в день голосования. Но при этом очень важно, чтобы наблюдатели были подготовленными, обладали знаниями законодательства о выборах, опытом. В таком случае они позитивно влияют не только на общественное мнение, но и на совершенствование избирательной практики.
— Кто может быть наделен статусом наблюдателя на предстоящих 6 апреля выборах?
— Прежде всего это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Назначают наблюдателей как зарегистрированный кандидат, так и избирательное объединение, которое его выдвинуло.
С учетом того, что в предстоящей избирательной кампании примут участие 17 кандидатов и 16 из них выдвинуты избирательными объединениями, на каждом избирательном участке может присутствовать 33 наблюдателя — по одному от кандидатов и избирательных объединений.
— Сколько образовано избирательных участков?
— Шестьсот один, 13 из них образованы в местах временного пребывания избирателей.
— Значит, чтобы не спуская глаз контролировать весь процесс голосования, для команд кандидатов нужны серьезные кадровые ресурсы?
— Конечно. Но это задача самих кандидатов и избирательных объединений, они могут объединять свои усилия. Тем более, на мой взгляд, такого количества наблюдателей на одном избирательном участке для обеспечения соблюдения законодательства не требуется.
— Какие права у наблюдателей и что им запрещено?
— У них достаточно широкие полномочия. Они могут находиться в помещении для голосования, знакомиться со списками избирателей, наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней, присутствовать при голосовании вне помещения, наблюдать за подсчетом голосов избирателей, за составлением комиссией протокола об итогах голосования и т. д.
При этом наблюдатели не вправе выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателей, заполнять, в том числе по их просьбе, бюллетени. Запрещено проводить агитацию за своего или иного кандидата среди избирателей. Кроме того, нельзя предпринимать любые действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе комиссии. Если наблюдатель нарушает закон, он может быть даже принудительно удален с избирательного участка.
— Какие возможности есть у новосибирцев для получения текущей информации в день выборов?
— На сайте городской избирательной комиссии можно получить информацию о ходе голосования и о ходе подсчета голосов избирателей. Традиционно в помещении мэрии будет организована работа информационного центра городской избирательной комиссии, где журналисты и иные аккредитованные субъекты смогут получать информацию. По окончании голосования и по мере подсчета голосов, после ввода протоколов участковых избирательных комиссий в систему ГАС «Выборы», итоги голосования будут также размещаться в информационном центре на экране.
ДОСЛОВНО
Юрий ПЕТУХОВ, председатель Избирательной комиссии Новосибирской области:
— В Конституции Российской Федерации закреплено, что власть в нашей стране принадлежит народу. Каждый распоряжается своим правом на власть, и выборы являются основной формой участия граждан в политике и управлении государством.
В день проведения выборов, опуская избирательный бюллетень в урну для голосования с отметкой за того или иного кандидата, мы наделяем его властными полномочиями и таким образом лично участвуем в формировании власти, поскольку теперь этот человек от нашего имени будет принимать жизненно важные решения и законы, по которым мы будем жить.
Свою роль в формировании власти граждане могут выполнить лишь при наличии развитой правовой культуры. Проще говоря, знание своих прав, гарантированных Конституцией, позволяет в полной мере использовать потенциал Основного закона государства и частное право каждого из нас.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Как стать правильным избирателем
Прежде чем напомнить некоторые формальные качества «правильного избирателя», стоит назвать главное условие для реализации конституционного права — каждый из нас должен сделать сознательный выбор. Для этого как минимум стоит обращать внимание на предвыборную борьбу кандидатов, их послужной список, мнения о них авторитетных людей, которым вы доверяете.
О формальностях
Каждый должен знать адрес своего избирательного участка. Перечень избирательных участков размещен на интернет-сайте соответствующей избирательной комиссии. Эту информацию можно получить и в территориальной или муниципальной избирательной комиссии, сообщив свой адрес места жительства. Как правило, по почтовым ящикам распространяются листовки с указанием адреса участковой избирательной комиссии (УИК).
Заранее проверьте: есть ли ваша фамилия в списке избирателей, верно ли указаны ваши данные и адрес. Вы вправе голосовать только на том участке, к которому приписан адрес — так называемая постоянная регистрация.
Если вас нет в списке, нужно обратиться с заявлением о включении вас в него к председателю УИК. Это можно сделать заблаговременно либо непосредственно в день голосования, при этом наличие паспорта обязательно. При втором варианте вас включат в списки в течение двух часов с момента обращения, но не позднее окончания времени голосования.
В случае отказа требуйте решение УИК в письменном виде с указанием причин. Это повод обратиться с жалобой в территориальную избирательную комиссию или в суд.
Если вы поменяли фамилию, стоит сообщить об этом заранее в избирательную комиссию.
Никто не вправе
Вы получили бюллетень и проходите в кабину для голосования. Никто не вправе советовать вам или контролировать ваши действия.
В бюллетене должна быть проставлена отметка (галочка, крестик и тому подобное) напротив фамилии одного из кандидатов. Несколько отметок или отсутствие отметок напротив фамилии кандидата является основанием для признания бюллетеня недействительным.
Никто не вправе требовать показать заполненный избирательный бюллетень. Также исключается демонстрация заполненного избирательного бюллетеня — она может быть расценена как незаконная предвыборная агитация. За это могут привлечь к административной ответственности.
Заполненный бюллетень лучше сложить вдвое и в таком виде опустить в урну. Однако если применяются технические средства, например комплексы обработки избирательных бюллетеней, бюллетень складывать не нужно, его нужно вводить в КОИБ в развернутом виде.
«Пиковые» ситуации
Накануне голосования вы обнаружили, что у вас нет паспорта (не могли найти, потеряли). Нужно срочно обращаться в органы Федеральной миграционной службы и получить там временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации — оно годится для голосования.
Если вы проходите военную службу, на избирательном участке у вас примут военный билет или временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета.
К вам обращается старушка и просит помочь ей сделать отметку в бюллетене, так как она плохо видит (забыла очки и тому подобное). Прежде чем выполнить ее просьбу, устно известите участковую избирательную комиссию. После этого можно вместе с ней зайти в кабинку.
Вообще избиратель должен быть там один, но из этого правила есть единственное исключение для тех, кто не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, — они вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов УИК, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей.
Совет скептикам
В последнее время модно не ходить на выборы и с «фигой в кармане» сидеть на своей кухне, рассуждая о том, что «результаты постоянно фальсифицируют». Чтобы понять всю нелепость такого поведения, воспользуемся абсурдным примером.
В день голосования на избирательный участок придет всего лишь один избиратель — один из кандидатов, который проголосует за себя. Выборы признают состоявшимися, и он победит со 100-процентным результатом.
Если совсем нет ни к чему доверия, стоит осознать простую истину: чем больше явка, тем меньше возможностей для фальсификации. Поэтому оружие против гипотетических фальсификаторов в ваших руках.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
По приговору Новониколаевского схода
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием, приобретала силу закона.
В Древнем Риме кандидат на выборную должность облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
В Древней Руси царила прямая демократия. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (новгородское вече) и Пскове. Выборы в органы власти здесь проводились с XV века.
В России после Манифеста 17 октября 1905 года состоялись первые выборы в Думу. Но избирательные права не получали женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни — «бродячие иногородцы», должностные лица — губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.
В Новониколаевске первая попытка создания органа управления поселка по инициативе самих жителей была предпринята в 1896 году: на сходе 12 августа выбрали старосту — крестьянина Бердской волости Илью Григорьевича Титлянова. Приговор схода направили в Томское губернское управление. По истечении четырех месяцев губернское управление отстранило старосту от должности и запретило впредь проводить «всякие сходы и выборы».
Управление поселком передали в руки полицейских чиновников, назначавшихся губернским начальством. Так продолжалось до 1903 года, когда поселок Новониколаевский стал безуездным городом, в котором жители могли выбирать уполномоченных, а они — из своего состава — старосту города и его помощника.
В январе 1909 года в Новониколаевске прошли первые выборы в Городскую думу, было избрано 40 гласных, которые выбрали на своем заседании первого в истории Новониколаевска городского голову. Им стал домовладелец В.И. Жернаков.
Вот кто, например, заседал в феврале 1913 года в Городской думе: 21 купец, пятеро домовладельцев, четверо врачей, по два промышленника, подрядчика и биржевых маклера, по одному — присяжный поверенный, полковник, машинист, служащий железной дороги.
ОПРОС
Зачем мне это всё?
Блицопрос по телефону в режиме случайной выборки натолкнулся на первое препятствие в виде следующей реакции:
— Надоели с этими опросами! За кого хочу, за того и буду голосовать, не звоните больше.
Однако уяснив, что звонят из редакции, а не некие «аналитики», большинство согласилось ответить на простой вопрос: «Ваш мотив: идти или нет на выборы?»
Полина Сергеевна, домохозяйка:
— С удовольствием хожу на выборы. Слежу за кандидатами, заранее знаю, за кого буду голосовать. Мама рассказывала, что раньше шли на выборы — наряжались во все лучшее. Как-то раз попробовала осенью, так мне показалось, что я была белой вороной. Не умеем сами себе праздники устраивать.
Сергей, водитель:
— Если будет в этот день моя смена, то заеду, проголосую. Если нет, буду дома сидеть.
Илья, студент:
— Обязательно пойду — поучиться: вдруг когда-нибудь сам буду мэром?..
Светлана Ивановна, преподаватель:
— Всегда хожу: родителям уже тяжело самостоятельно передвигаться, требуют, чтобы везла их на машине. Вот и везу, куда деваться? И сама голосую. Если бы не они, даже не знаю, пошла бы или нет…
Карина, юрист:
— Всегда ходила, а нынче — свои планы, тем более прошла информация, что в городах-миллионниках такие выборы больше не будут проводить. Мне кажется это разумным. Сити-менеджер как наемный работник будет управлять городом по контракту. Хорошо бы контракт годовой. Если плохо работает, можно менять без всяких процедур отзыва. А сейчас вот сядет какой-нибудь политик, и даже если полный дилетант в сфере управления, ничего с ним не поделаешь, пока свой срок не отсидит. Процедура отзыва даже депутата настолько громоздкая, что перспективы почти нет.
ГОРЯЧИЙ НОМЕР
С 4 марта 2014 года в Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии работает телефон горячей линии 227-47-77 для связи с избирателями на досрочных выборах мэра города Новосибирска.
Горячая линия создана для организации информационно-консультативного взаимодействия с избирателями, разъяснения избирательного законодательства и порядка его применения, содействия проведению прозрачных выборов, защиты избирательных прав граждан, обобщения и анализа обращений граждан, принятия мер по разрешению конфликтных ситуаций в избирательной сфере.
ЦИФРА
В голосовании на выборах мэра города Новосибирска 1 марта 2009 года приняли участие 557 274 избирателя, это 50,3 процента списочного состава. Среди принявших участие 134 333 избирателя в возрасте до 30 лет, 11 217 голосовали впервые. Активность избирателей оказалась выше, чем на предыдущих выборах мэра 28 марта 2004 года