Пушкин от простуды и депрессии
Для современных подростков классическая литература становится одним из альтернативных способов познания мира
Недавно в одной из социальных сетей наткнулась на список книг, которые анонимный автор рекомендовал обязательно прочесть. В перечне было около ста наименований, причем каждое произведение характеризовалось как панацея от какого-либо душевного недуга: «лучшее средство от депрессии», «поиск своего предназначения», «как действовать в нестандартных ситуациях» и так далее. Кстати, первыми в списке были указаны «Преступление и наказание» Достоевского («учебник философии и нравственности») и «Евгений Онегин» Пушкина («учебник настоящих чувств и энциклопедия русской жизни»).
Судя по количеству «лайков», которые были поставлены под сообщением, интерес к списку оказался весьма высок. Классику любят и читают, обращаются к ней как некоему источнику полезной информации о жизни в ее различных проявлениях, несмотря на то что повсеместно твердят: современная молодежь совсем перестала читать книги.
Главное — не навязывать
Во время одной из лекций на Пушкинских чтениях, увидев некоторых юных любителей поэзии, склонившихся украдкой к телефонам, поняла, что нам в детстве даже в самых невероятных снах не снились и в самых смелых фантазиях не являлись все те гаджеты, которыми обладают современные ребята уже в первом классе. Мобильный телефон, планшет, ноутбук, электронная книга, компьютерные игры, мультфильмы в неограниченном количестве и постоянном доступе — это лишь часть всех тех соблазнов, которые окружают и отвлекают от занятий юных учеников.
Говорят, современных школьников не затащишь в библиотеку — им бы «погамиться» или «анимешку» новую посмотреть, а то и просто в социальной сети посидеть, «позалипать». Любую полезную информацию можно найти в Интернете: главное — отыскать правильный ресурс и скачать. Так нужна ли классическая библиотека нынешнему чаду?
— Современная молодежь практически ничем не отличается от той, что жила полвека назад, — считает вице-президент Гильдии молодых библиотекарей, руководитель Центра поддержки культурных инициатив молодежи Новосибирской областной юношеской библиотеки Михаил Костин. — Просто раньше, когда требовалось получить какую-то информацию, ребята в девяноста девяти процентах обращались к книге, которая, естественно, имела бумажный формат. У книги тогда было меньше конкуренции.
Добавим: поменялся именно способ получения знаний, а необходимость удовлетворять интеллектуальные и психологические запросы осталась той же. Сегодня классической литературе приходится конкурировать с другими источниками и иными способами познания нового, чтобы дать ответы на все те же вечные вопросы: как вести себя в обществе, как правильно поступать, какой выбрать для себя жизненный путь, кому подражать и так далее. Можно, например, стремиться к идеалу литературного персонажа и в то же время чему-то учиться и у ведущего MTV.
Многое зависит именно от умения заинтересовать и педагогических талантов каждого конкретного библиотекаря или преподавателя. Главное — дать возможность молодому человеку сделать личный выбор самостоятельно, без навязывания, как считает Михаил Костин. Проблема многих современных школ, библиотек, а зачастую и вузов в преподнесении классической литературы — подход свысока. В такой ситуации, наоборот, требуется представить книгу как равную по значимости альтернативу всем остальным источникам. Кстати, во время мартовских Пушкинских чтений, что проводились недавно областной научной библиотекой, был продемонстрирован именно такой, в некотором роде новаторский подход.
Наше все
Мы со школьной скамьи привыкли слышать «Пушкин — гений», «Пушкин — это наше все», читать его произведения, изучать его биографию, любить его творчество. И в этом почти бессознательном почитании мы совершенно разучились самостоятельно размышлять: что на самом деле представляет из себя этот удивительный автор и чем он нас покорил? Ведь кажущаяся легкость языка его произведений зачастую не так проста и понятна, и без специалиста здесь не обойтись. Чтобы научиться читать Пушкина «между строк» и быть с его творчеством на ты, нужно прочитать не только сами произведения, но и изучить его биографию, а также окружающую литературную среду. А кто лучше библиотекаря или школьного учителя в этом поможет?
Кстати, благодаря импровизированному опросу, проведенному непосредственно в зале областной научной библиотеки, стало ясно, что причин для любви к великому поэту множество: начиная от высказываний «был покорен еще в детстве сказками Пушкина», «Евгений Онегин» — это энциклопедия жизни», «люблю его живой и образный язык» и заканчивая эмоциональными восклицаниями «Пушкин — наше все!» и «как же можно его не любить!»
— Анна Ахматова сказала: «Его произведения победили и пространство и время». Ее высказывания оказались точны не только поэтически, но и логически, — считает профессор НГПУ, доктор филологических наук Юрий Шатин. Юрий Васильевич в своей лекции на чтениях, посвященных 215-летию поэта, рассказал о «солнце русской поэзии» много интересного, хотя и частично хорошо забытого старого.
Время делиться
К счастью, в последние годы все больше библиотек переходят к модернизированному способу привлечения внимания подростков. То есть сегодня библиотечный ресурс становится, скорее, информативно-развлекательным, преобразуясь в пространство, куда можно прийти и спросить, поделиться впечатлениями, выслушать чужое мнение и так далее. Участники круглого стола «Нужна ли сегодня классика?», проведенного во время Пушкинских чтений, в конце концов пришли к выводу: чтобы заинтересовать современного ребенка классической литературой, нужно любить ее и делиться этим чувством с ребятами искренне, по-настоящему, ведь личный пример столь заразителен.
— В нашей школе недавно провели опрос среди учеников, и, вы знаете, оказалось, литература для многих любимый предмет. А Пушкина дети просто обожают. Считаю, что в «Евгении Онегине», например, есть ответы на все жизненные вопросы. Стараюсь увлечь ребят собственным энтузиазмом, — рассказала учитель русского языка и литературы школы № 202 Елена Воропаева. Она пришла на лекции, чтобы освежить в памяти информацию о творчестве Пушкина, а потом, конечно же, рассказать обо всем ученикам.
Трудности перевода
Как ни крути, между поэтом и современными юными читателями пролегает определенная временная дистанция — более двухсот лет. Поэтому, конечно же, существуют некоторые сложности в понимании оригинальных текстов автора. В его произведениях есть просто лексически непонятные моменты, касающиеся описания яств, одежды, предметов обихода и так далее. Часто нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь в произведении, но это иллюзия.
Например, как рассказала доцент кафедры русской литературы Института филологии, массовой информации и психологии НГПУ, кандидат филологических наук Екатерина Николаева, фраза «облатка розовая сохнет на воспаленном языке» долгое время вызывала множество толкований: таких как «оболочка» или «таблетка». На самом же деле облатка во времена, описываемые в «Евгении Онегине», применялась в качестве дешевого средства для запечатывания писем и могла быть просто кусочком подкрашенного теста.
ЦИТАТА
Фазиль ИСКАНДЕР, писатель:
— По-моему, «Мороз и солнце; день чудесный!» — это не только прекрасные стихи, но и средство от простуды. И, что еще важнее, средство от депрессии.
ФАКТ
По инициативе ЮНЕСКО 21 марта отмечается Международный день поэзии. В этот день в Новосибирске состоится первый Сибирский командный поэтический турнир «Предназначено на СЛЭМ». В нем примут участие представители Барнаула, Новосибирска и Томска