USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Татьяна ЛЮДМИЛИНА: «Каждый должен у нас побывать»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Владимира ДУБРОВСКОГО
Фото Владимира ДУБРОВСКОГО

С директором Новосибирской государственной филармонии Татьяной ЛЮДМИЛИНОЙ мы встретились через два месяца после назначения ее, на протяжении двенадцати лет директора молодежного академического театра «Глобус», на новую должность. А также накануне грандиозного события в культурной жизни нашего города и, безусловно, всей России — первого Транссибирского арт-фестиваля под художественным руководством знаменитого скрипача Вадима Репина. Эти события и стали главной темой нашей беседы.

Вглядываясь в кружева
— Татьяна Николаевна, как вам работается на новом месте?

— Ну, что лукавить? Перемена места работы, конечно, вопрос очень непростой. И невозможно за два месяца, прошедших после многолетней работы в другом коллективе, чувствовать себя так же, как на прежнем месте. Процесс первого знакомства с новым коллективом у меня уже состоялся — многое стало ясным и понятным. Укрепилось мнение об очень серьезном творческом потенциале коллективов филармонии, об их возможности проводить большие, интересные, амбициозные проекты. Не только инициировать, а именно проводить. О том, что при наличии большого количества всевозможных отдельных концертных проектов Новосибирская государственная филармония доминирует как главная концертная площадка города. И мы, конечно, должны всем этим имеющимся потенциалом правильно и рационально распорядиться — в первую очередь для жителей Новосибирска. Я по-прежнему убеждена, что новый Государственный концертный зал имени Арнольда Михайловича Каца построен именно для того, чтобы каждый житель города мог прийти и по своим интересам, пристрастиям, если хотите, хобби найти здесь то, что ему интересно. А учитывая многогранность, неоднозначность, в некоторых случаях полярность мнений, впечатлений, вкусов горожан, равно такими же должны быть и предлагаемые нами концерты.

Сейчас мы активно работаем над расширением гастрольной базы, упорядочиванием и укрупнением фестивалей, над приглашением по-настоящему интересных гастролеров, имена которых, может быть, не очень известны новосибирцам, но которые они, безусловно, должны знать, потому что те являются в высшей степени интересными и хорошими музыкантами.

— Как управленцу вам пришлось каким-то особенным образом вникать в специфику работы концертной организации?

— Конечно. Не стану утверждать, что она сложнее или легче, она просто другая. И если я говорила, что театр — это своего рода город, в котором есть все жизнеобеспечивающие подразделения и структуры, то филармония — такая иногда эстетствующая организация, которая в большей степени сплетена из тонких белых кружев…

Культурный центр мирового масштаба
— Каковы ближайшие планы, проекты и задачи, которые сейчас стоят перед вами и вашими коллегами?

— Безусловно, проведение с 31 марта по 12 апреля Транссибирского арт-фестиваля. Именно к нему мы все сейчас активно готовимся. Та россыпь имен, что представлена в его афише, не будем скромничать, не просто впечатляет, она восхищает. Даже одно присутствие дирижера Кента Нагано на год обеспечит городу статус очень серьезного культурного центра. А к нам приезжают более ста участников. И Английский камерный оркестр, никогда не бывавший у нас. И певица Ольга Бородина — гранд-дама мировой оперной сцены, единственная из российских исполнительниц удостоенная Grammy. Она, к сожалению, менее известна в России, нежели за рубежом. Это настолько большая величина в оперном искусстве, что гастролировать в России она практически не успевает. И наше малое знакомство с нею, мне кажется, должно быть восполнено именно в эти дни!

Уникальный совместный проект балерины Светланы Захаровой и Вадима Репина, выступление выдающегося пианиста Николая Луганского и еще множество не менее знаменитых исполнителей мы ждем с нетерпением. Будет проведен благотворительный концерт совместно с фондом Натальи Водяновой, бесплатные концерты юношеского симфонического оркестра Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) и выпускников НСМШ при участии Вадима Репина и других известных музыкантов пройдут в Искитиме. Наш Filarmonica-квартет побывает с гостями в Бердске.

Словом, это будет тринадцатидневный калейдоскоп новых встреч, новых впечатлений, радости для новосибирцев и приятных организационных моментов для нас, сотрудников филармонии. Потому что это большая честь — принимать у себя, организовывать их проживание, пребывание в Новосибирске — и Нагано, и Бородиной, и Гергиева, и Захаровой, и всех других.

— Если бы я говорила с вами как с директором Рождественского фестиваля искусств, то не стала бы задавать этот вопрос: а ресурсов, в том числе людских, у филармонии на работу с таким большим культурным десантом хватит?

— В данном случае я пошла по пути оптимизации: хочу претворить в жизнь свою мечту о том, что фестивальными проектами должно заниматься ограниченное количество лиц, решающих очень конкретные задачи. Если не приблизимся к идеалу в этом фестивале, будем стремиться в других.

— Не могу не спросить, какова будет дальнейшая судьба Рождественского фестиваля, исполнительным директором которого вы были почти 20 лет?

— Уверена, он будет продолжаться. Другое дело, что появление на культурной карте Новосибирска ежегодного Транссибирского арт-фестиваля, конечно, потребует корректировки Рождественского. И это, на мой взгляд, хорошо: весной в городе будет сосредоточение активной музыкальной жизни, а в декабре — драматической. В этом есть разумность и равновесие. Мы будем более правильно распределять свои силы. Ведь я всегда сталкивалась с критикой по поводу того, что во время Рождественского фестиваля невозможно увидеть и услышать все, так как в одни те же дни шли музыкальная и театральная программы. Теперь мы сможем эти запросы новосибирцев сбалансировать.

Все краски палитры
— С вашим приходом в филармонической деятельности начинает появляться эстрадная составляющая…

— Это пока не составляющая, а разовые концерты. Но они в продолжение той темы, что каждый новосибирец сможет прийти к нам. Я очень хочу, чтобы как можно большее число горожан хотя бы один раз побывали в новом концертном зале. Потому что по своей архитектуре, по своему воздуху, по полету, по ощущению, которое испытываешь, находясь здесь, мне кажется, это место, где каждый житель непременно должен побывать. А для этого мы должны предложить им самую разнообразную палитру. У нас будут и эстрадные артисты, и хор имени Пятницкого, и другие большие хоровые и танцевальные коллективы. Если есть интерес к этим жанрам и исполнителям, почему их не может быть на сцене филармонии? Они непременно должны быть! О вкусах не спорят: никто не может диктовать мне, вам, любому другому, в какую сторону ему обращать свои взоры и что ему должно нравиться.

— Театральные премьеры успеваете смотреть?

— Стараюсь. Невозможно вырвать из сердца и вычеркнуть из жизни то, на что потрачено с любовью много лет. Больше того: мне кажется, мой уход из театра как-то даже обнажил эти взаимные, очень уважительные, открытые и для меня очень дорогие отношения с коллективом театра «Глобус», которые я много лет выстраивала. Я очень горда тем, что люди, сейчас там работающие, такие талантливые, такие интеллигентные, такие симпатичные не только внешне, но и душою. Что они такие интересные, разнообразные, разноплановые, стильные, очень тонкие на сцене и в абсолютном большинстве своем — открытые, доброжелательные и порядочные в жизни. Я это знала, но так остро почувствовала только уйдя из театра. И я горжусь, что работала в таком коллективе и имею отношение к его становлению. Мне очень приятно читать в газетах, видеть в соцсетях, как уверенно по избранному пути продолжает идти театр…

— Ваш муж, известный дирижер Алексей Анатольевич Людмилин, высказывает свое отношение к вашей новой роли?

— Могу сказать только, что он удручен моим хроническим отсутствием дома. Потому что, уходя утром в девять, я прихожу домой также не раньше девяти, чаще — гораздо позже. И почти все вечера праздничных и выходных дней — тоже рабочие. Из-за этого все меньше заметно мое женское присутствие в доме. Но он по-мужски очень мудро и, мне кажется, мужественно никак этого не показывает… А я очень надеюсь, что период моего интенсивного вхождения в новую сферу деятельности все-таки скоро закончится и моя жизнь войдет в более привычное русло. Сейчас я, конечно, живу в состоянии такого большого если не стресса, то всегда — напряжения: мне очень много надо сделать, мне всегда не хватает времени. Верю, с приходом новых сотрудников (вместе со мной в филармонию пришла команда, она пока до конца не сформирована) многое упорядочится. Я постараюсь, чтобы они работали в русле тех отношений, которые кажутся мне правильными и которые я много лет культивировала и воспитывала в театре.

— В этих трудовых интенсивных буднях есть место приподнятым или даже радостным эмоциям?

— Испытываю очень хорошее состояние души, когда вечерами прихожу на концерты наших филармонических коллективов. Когда общаюсь с руководителями и музыкантами этих коллективов. Я вижу: есть на что рассчитывать и есть с кем работать. Надо просто ставить себе очень высокую планку, не бояться нового, в том числе использования самых современных технологий, присущих сегодня концертной деятельности, заинтересовывать зрителей новыми формами. Имея в виду ту базовую составляющую, которой обладают наши коллективы. Пока это самое приятное в моей работе: знакомство с творческим потенциалом и обозначение перспектив. Конечно, на концертах я бывала и раньше, знала многих музыкантов, но сейчас смотрю на все другими глазами, глазами руководителя, и замечаю, естественно, иное.

— То есть настроение у вас оптимистичное?

— Настроение бывает разное. Признаюсь: я не могу сказать, что я сейчас живу в том возвышенно-облегченном состоянии, которое у меня было до 13 января, когда я была назначена на должность директора филармонии. Но самое главное, что у меня ни разу не возникло чувство сожаления о принятом мною решении. И это тоже греющая меня мысль.