USD 103.7908 EUR 108.8705
 

ГЧП: ставки сделаны

Беседовала Юлия НАЗАРЕНКО
Денис ХРАМЦОВ, начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области
Денис ХРАМЦОВ, начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области

Важный фактор для инвестора — доверие уже действующего на территории области бизнеса государству в лице региональной власти

После уточнения результатов мониторинга Центра развития государственно-частного партнерства в шорт-листе регионов, практикующих решение значимых для экономики и социальной сферы вопросов через концессионные проекты, Новосибирская область поднялась с четвертой позиции на третью строчку общероссийского рейтинга. Об этом в беседе с корреспондентом «Советской Сибири» сообщил Денис ХРАМЦОВ, начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Новосибирской области.

У нас хороший аппетит
— Денис Дмитриевич, чем объясняется стремительно растущий интерес к, казалось бы, далеко не новой теме — государственно-частному партнерству (ГЧП)? Результаты рейтинга несколько неожиданны. Новосибирская область обладает какими-то особенными преимуществами?

— С законодательной точки зрения в плане развития ГЧП все субъекты РФ находятся примерно в одинаковом положении ввиду отсутствия федеральной нормативной базы. У каждого региона есть свой документ, регламентирующий механизм взаимодействия. В Новосибирской области, напомню, такой закон был принят еще в марте 2012 года. Но по большому счету все региональные законы являются рамочными.

Не исключение и Новосибирская область, но для нас развитие ГЧП имеет принципиальное значение. Не секрет, что наш регион не обладает большими запасами природных ресурсов, соответственно, и формирование бюджета, наличие и поиск дополнительных источников финансирования социально и экономически значимых проектов — задача посложнее, чем у наших соседей по СФО, экономика которых строится на сырьевой базе.

Этим обусловлены наш интерес и активность вживления механизма ГЧП в региональную экономику. Это тот самый путь, который позволит региону в полной мере реализовать свои социальные обязательства, повысить качество жизни населения.

— Понятно, почему у Новосибирской области «хороший аппетит» на ГЧП. И все-таки наш регион не единственный несырьевой за Уралом. Партнерство с частным капиталом пытаются выстроить многие субъекты Сибири. Процесс идет, хотя и значительно медленнее, чем в центральной части страны. Москва «заметила» в Зауралье хороший опыт, причем именно наш опыт. Почему?

— Играет роль активная позиция руководства области и отраслевых министерств, или, как принято говорить, политическая воля. Это можно продемонстрировать на примере проектов региона в области ЖКХ, где региональный минстрой в рамках концессионных соглашений решает вопрос модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры в районах.

Сейчас мы работаем с минтрансом области: есть два проекта, которые предполагается реализовать на принципах ГЧП, — строительство новых станций метрополитена в Новосибирске и участок региональной дороги от Кочек до границы России с Казахстаном (К17Р). Здесь тоже очевидна деятельная позиция дорожного ведомства, которое четко видит вариант дальнейшего развития отрасли.

Если говорить о том, что ГЧП шире используется в центральной части России, то не стоит забывать, что активное внедрение государственно-частного партнерства началось с Санкт-Петербурга — Западный скоростной диаметр, реконструкция аэропорта Пулково и так далее. Практически на всех конгрессных мероприятиях, посвященных вопросам ГЧП, именно Северная столица представляется как регион, обладающий передовой практикой.

Однако, как можно видеть из рейтинга, Новосибирская область демонстрирует, что в Зауралье ГЧП тоже развивается вполне успешно. По крайней мере, в концессионных соглашениях мы находимся на лидирующих позициях.

— Неожиданно?

— Не сказать, что неожиданно. Когда мы готовили материалы для рейтинга, естественно, собрали все, что есть по области — объем реализуемых проектов ГЧП оценивается в 26 миллиардов рублей. На днях мы получили приглашение на конгресс «Российская неделя ГЧП — 2014», который состоится через неделю в Москве при поддержке Минэкономразвития РФ, и предложение прокомментировать итоги рейтинга, представить и регион, и проекты государственно-частного партнерства, благодаря которым Новосибирская область демонстрирует себя с лучшей стороны.

Опираясь на опыт экспертов
— Каждый регион идет своим путем, в процессе которого, естественно, набиваются шишки, случаются непонимание и разногласия, что вполне объясняется отсутствием единой законодательной базы, регулирующей ГЧП, — продолжает Денис Храмцов. — Но мы работаем с экспертами, обладающими серьезным портфелем проектов и, главное, большими компетенциями, нежели органы власти. Тут стесняться нечего. Это рекомендует и Минэкономразвития РФ, ведь проекты государственно-частного партнерства сложны по своей финансово-юридической структуре и нужно искать варианты, которые будут полностью легитимны.

— С какими консультантами работает Новосибирская область?

— У компании-консультанта, которую нам удалось привлечь через конкурс, портфель проектов ГЧП составляет порядка 1,5 триллиона рублей. В большей степени они сосредоточены в центральной части России.

Тем не менее мы сейчас ведем диалог с ней по поводу разработки конкурсной документации по привлечению инвесторов на территорию Новосибирской области в проекты транспортного комплекса с учетом особенностей российского законодательства и существующей практики. Кроме того, на этапе разработки — конкурсная документация по автодороге К-17Р (Кочки — граница Российской Федерации и Республики Казахстан).

— Можно расценивать интерес такого консультанта именно к Новосибирской области как тоже своего рода показатель инвестиционной привлекательности региона? Пришел — значит, есть хорошие перспективы по ГЧП?

— Думаю, да. В том числе благодаря активности органов власти, их продуктивному взаимодействию с федеральными ведомствами, готовности к диалогу с инвестором, возможности предоставить оптимальные условия для реализации крупных и долгосрочных проектов. Другой важный фактор для входящего инвестора: степень доверия государству в лице местных органов власти со стороны уже действующего на территории области бизнеса.

— В условиях отсутствия федерального закона о ГЧП, где механизм двустороннего взаимодействия четко не отрегулирован, оправданы опасения как со стороны предпринимателей, так и со стороны власти, которая доверяет важные социальные и инфраструктурные объекты бизнесу. Как в нашем регионе подходят к выстраиванию доверительных отношений?

— Доверие формируется на протяжении длительного времени. Это история деловой репутации, профессионализма. Когда речь заходит о том или ином проекте, и та, и другая сторона понимают, что цель у них одна.

Но эффект каждый получит свой: со строительством метро государство в лице мэрии рассчитывает разгрузить дороги, а инвестор — на денежные поступления. Но эффект будет достигнут только в том случае, если обе стороны выполнят свои обязательства на высочайшем профессиональном уровне. Это лежит в основе.

От детского сада до промплощадки
— За два года практики у нас наработаны хорошие примеры в ряде отраслей. В приоритете — социальная сфера: дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, а также дорожно-транспортная инфраструктура и ЖКХ. Напомню, у нас действует Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства, который является по сути институтом развития, привлекающим в эту отрасль как частные, так и бюджетные инвестиции. Особенно это актуально для муниципальных образований, где ситуация в ЖКХ тяжелее. У нас есть компании, которые занимаются этим с большим удовольствием. Опыт области именно по ЖКХ приличный.

Что касается объектов здравоохранения, то тот же центр «Авиценна», который сформировал проект ГЧП, в рамках концессионного соглашения с муниципалитетом выполнил реконструкцию помещений. Вот удачный пример такого партнерства в отрасли.

Пожалуй, одним из ярких примеров ГЧП стал проект Медтехнопарка на базе ННИИТО. Они активно участвовали в программе по поддержке субъектов малого предпринимательства по линии областных программ, а также по линии института травматологии. Но частных инвестиций было привлечено в три раза больше. Это пример того, как в идеале должен выглядеть инвестиционный проект: не толчок со стороны государства, а частный интерес.

К проектам ГЧП в принципе можно отнести любые парковые проекты, суть которых — участие государства в создании условий и привлечении резидентов-инвесторов. Они также вкладываются в инфраструктуру, создают рабочие места. С этой точки зрения проекты Промышленно-логистического парка, Биотехнопарка, Академпарка — показательные примеры.

Другое дело, что парковый проект в основном имеет отложенный эффект, отдачу можно получить только через определенное время. Это очень важный момент, и он, по понятным причинам, может вызывать вопросы. Но в любом случае надо брать во внимание мультипликативный эффект от формирования такой инфраструктуры: это и рабочие места, и затраты на строительство производственных мощностей, и налоги, которые идут или в перспективы пойдут в местный бюджет.

Выигрыш государства еще и в том, что при отсутствии достаточных ресурсов на создание объекта оно имеет возможность получить этот объект сейчас, а оплату растянуть во времени, снизив тем самым моментальную нагрузку на бюджет. В этом, а также в том, чтобы распределить риски и ответственность, заключается государственный интерес к государственно-частному партнерству. С точки зрения инвестора ГЧП, это гарантированный рынок сбыта. Идет речь, к примеру, о строительстве дороги и ее обслуживании в течение 15 лет — для предприятия проект на весь период договора является источником гарантированного дохода.

— Есть мнение, что этот проект строительства автодороги с натяжкой подпадает под категорию проектов ГЧП…

— В последнее время появилось много «экспертов по ГЧП», толкующих каждый на свой лад механизм государственно-частного партнерства. Растущий интерес экспертного сообщества понятен — ГЧП активно развивается. А множество толкований — результат отсутствия базового закона. Зарубежная практика, которую часто приводят в пример, существенно отличается от российской.

Единый федеральный закон нужен, его отсутствие сдерживает развитие. Но рассмотрение законопроекта, увы, вновь отложено. А потому субъектам, в том числе Новосибирской области, приходится действовать в рамках действующего правового поля, опираясь на существующие федеральные нормативные документы, в частности о концессионных соглашениях — именно этот вид ГЧП, поскольку законодательно отрегулирован на федеральном уровне, наиболее распространен.