USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Откройте, это участковый!

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ

Полицейским часто требуются не столько дедуктивные, сколько дипломатические и психологические таланты, только тогда они могут повлиять на «контингент»

Обыватель, знакомый с работой нашей полиции по телесериалам, фильмам и детективам, слабо представляет себе реальную картину. Это не только расследования и поимка преступников, но и ежедневная трудовая рутина, которая, кстати, является одним из лучших способов профилактики преступности: краж, наркомании, а в некоторых случаях и кровавых драм.

Не просто рутина
Трудовые будни обыкновенного участкового изо дня в день наполнены именно такой превентивной деятельностью: хождение по «неблагополучным» адресам как по мукам превращает среднестатистического служителя правоохранительных органов в дипломата, стратега, психолога и просто в настоящего мужчину, способного справиться практически с любой ситуацией.

Чтобы рассказать о нелегких буднях простого участкового, наш корреспондент поучаствовал в рейде по неблагополучным квартирам Дзержинского района Новосибирска.

— Район у нас специфический, — объясняет участковый уполномоченный полиции отдела полиции № 5 «Дзержинский» Управления МВД России по Новосибирску Фёдор Домнышев, пока идет к первой «нехорошей» квартире. — Как и на других участках, трудных людей хватает. Есть алкоголики, семейные дебоширы, наркоманы, нарушители общественного спокойствия. Часто у совсем еще молодых людей по две-три судимости.

Санта-Барбара по-сибирски
Грязно-желтая хрущевка, подъезд с железной дверью. Звонок в домофон: «Откройте, это ваш участковый, Домнышев. К вашим соседям». Подниматься нужно на самый верх. Участковый долго громко барабанит в дверь. Открывает неопрятно одетая женщина с опухшим лицом и испуганно убегает вглубь квартиры. За дверным проемом стоит плотное облако табачного дыма. Внутри две комнаты и кухня. В доме почти нет мебели: продавленный диван, облезлый стол, видавший виды шкаф. На диване лежит мужчина, старательно отворачивая от участкового лицо. Балкон открыт настежь, но дышать все равно нечем. Это квартира семьи алкоголиков: хозяйка — Анна, мать, лишенная родительских прав, мужчина — сожитель, в гостях у них — девушка Стелла со следами уже подживающих побоев на лице.

— Стелла живет с молодым человеком, который ее постоянно избивает. Приходила уже и мама, и бабушка, рассказывали, что жизни девушке от него нет. Но мы сделать ничего не можем: пока заявления на парня от нее нет, делу нельзя дать ход. Уже несколько раз просили ее написать жалобу, но она отказывается, — уже по пути к следующему «логову» объясняет участковый. Таких историй на участке Фёдора Домнышева превеликое множество, и со всеми участниками нужно уметь договариваться.

— К нам поступают самые разные заявления, их много. Например, напились до беспамятства, пошумели, подрались, соседи написали заявление. Приходишь разбираться — оскорбляют, кричат, а на следующий день протрезвеют и извиняются. К ним тоже нужен свой подход, — делится Фёдор и добавляет, остановившись перед очередной дверью. — А в этой квартире живет так называемый домашний тиран.

Хозяин квартиры — плотного телосложения улыбчивый мужчина. Сложно поверить, что этот добродушный и вежливый толстяк в пылу алкогольного угара регулярно бьет свою жену. Женщины дома не оказалось, а мужчина клянется и божится, что в последнее время ее «и пальцем не трогал».

А здесь другая история. Раньше мать с дочкой жили в разных квартирах, а потом воссоединились. Впоследствии дочь, Галина Петровна, уговорила мать переписать на нее всю квартиру, а взамен пообещала, что будет за ней ухаживать, кормить. Мать написала дарственную, и тут-то все и началось — дочь из доброй волшебницы превратилась в злую колдунью.

— Начались нападки на бабушку: не ходи на кухню, не ешь мои продукты. Дочь избивает мать. Поступило уже восемь заявлений от матери, — рассказывает Фёдор.

Но дочь не сознается, а пока она не признает вину, полиция ничего с этой ситуацией сделать не может. Но что немного успокаивает — после очередной разъяснительной беседы заявлений нет уже две недели.

Всякое бывает…
Участковый Фёдор Домнышев говорит, что к каждому проблемному человеку на участке нужно найти свой подход. Каждый день нужно кого-то посетить, проверить: главное в этом деле — регулярность. За день нужно обойти не менее пяти — семи квартир. Частенько бывает и больше, поэтому рабочий день ненормированный.

— Стараешься не конфликтовать с гражданами и не опускаться на их уровень. Спокойная речь порой вводит их в ступор, и они тоже начинают спокойно разговаривать. Но, конечно, бывает, приходится сначала рявкнуть, а потом уже общаться, — делится опытом дипломатичный участковый.

Кстати, в Новосибирске ежегодно проводится всероссийская акция «Студенческий десант», когда молодые люди имеют возможность походить вместе с участковыми и посмотреть, как они работают. В полиции считают, что такие акции стоит проводить как можно чаще. Ребята, которые ходят в такие рейды, в корне меняют свое мнение о профессии. Одни разочаровываются навсегда, а другие, наоборот, делают это своим занятием на всю жизнь. Многие, которые сейчас здесь проходят стажировку, придут в штаб добровольных молодежных дружин.

ЦИТАТА
Иван СВОРОБ, начальник городского штаба добровольных молодежных дружин Новосибирска:
— Добровольная молодежная дружина в Новосибирске существует с 2009 года. Первый набор был 200 человек, сегодня нас почти две тысячи. Молодые люди стали понимать, что нужно кому-то охранять порядок и оказывать в этом содействие полиции. За прошедший год четверо наших дружинников стали сотрудниками полиции, в этом году изъявили желание еще шесть человек. В Государственной думе готовится к принятию федеральный закон о добровольных народных дружинах, благодаря которому будут предусмотрена и социальная защита ребят, и льготы, и регуляция их работы.

ФАКТ
В середине ноября в Новосибирской области, как и по всей стране, проходит акция «Один день участкового уполномоченного». Во время
ее проведения любой желающий может своими глазами увидеть, как работают сотрудники полиции