USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Летящая красота

Татьяна ШИПИЛОВА
У журналистов к Лидии Крупениной всегда много вопросов. Фото Андрея БАУЛИНА
У журналистов к Лидии Крупениной всегда много вопросов. Фото Андрея БАУЛИНА

В Новосибирском театре оперы и балета прошел юбилейный вечер выдающейся балерины, народной артистки СССР Лидии Крупениной

В этот вечер давали «Дон Кихота» Минкуса, где любимую партию и на протяжении многих лет визитную карточку Лидии Ивановны — Китри — танцевала ее ученица Елена Лыткина. А потом были поздравления, в их числе от председателя Правительства Российской Федерации, цветы и множество сердечных слов благодарности артистке, которая отдала НГАТОиБ 66 лет творческой жизни, из них 33 — сцене и ровно столько же — благородному труду педагога-репетитора.

«Буду ведущей!»
Возьми любую часть биографии Лидии Ивановны Крупениной — все просто и в то же время насыщенно, целеустремленно, самобытно и талантливо, как она сама. Ее вклад в сохранение и развитие школы русского балета неоценим.

Родилась будущая прима-балерина в столице, на 5-й Тверской- Ямской в многодетной семье, где мама занималась воспитанием семерых детей, а отец служил в московской милиции. В пять лет вслед за двумя старшими сестрами пришла в балетную студию при детском клубе, что располагался в их доме. А через два года была принята в Московское хореографическое училище, где занималась самозабвенно, пропустив за девять лет учебы всего два дня по болезни и запомнив их навсегда — два дня без любимого дела. Кто хорошо занимался по специальности, рассказывает Лидия Ивановна, с первого класса училища участвовал в балетных спектаклях Большого театра в сценах, где танцуют дети.

— Меня все время ставили в «Дон Кихот», «Золушку», «Щелкунчик». А в третьем классе доверили роль главного амурчика в «Дон Кихоте», и я два акта танцевала солисткой, — вспоминает она с едва уловимыми нотками той прежней, детской гордости. И маме маленькая непоседа (дома тоже постоянно танцевала!) говорила: «Буду ведущей! Обязательно буду ведущей!»

Сбылось. И довольно скоро. Когда в 1947 году в труппу молодого, только что открывшегося Новосибирского театра оперы и балета, влились выпускники хореографических училищ из Москвы (в их числе Лида Крупенина), Ленинграда, Перми, творческая жизнь в театре кипела, и солисты, получившие академическое профессиональное образование, были очень нужны.

Преданности балету и трудолюбия ей было не занимать, и уже во втором сезоне работы в репертуаре Лидии Крупениной, кроме сольных, появились ведущие партии, такие как Раймонда в одноименном балете Глазунова, Танечка в «Докторе Айболите» Морозова и другие.

Приметы счастья
Она называет себя счастливой, потому что «сразу попала в хорошие руки» балетмейстера Михаила Фёдоровича Моисеева, создавшего новосибирский балет, и его жены педагога-репетитора Клавдии Ивановны Сальниковой.

— Она работала с нами до упада, была очень требовательной, но умела поддержать, когда силы были на исходе.

Лидия Ивановна говорит: «Я счастливая, меня Бог любит», находя тому подтверждение в каждом этапе и повороте своего жизненного пути, и собеседник невольно кивает головой: да, счастливая, на самом деле.

Например, потому что в Новосибирске ей довелось работать с замечательными балетмейстерами — Гусевым, Вайноненом, Чабукиани, Виноградовым, Сатуновским, Григоровичем. И каждый привносил в творческую палитру артистов что-то свое. Преданно почитая классику, тот же Григорович привил новосибирским артистам вкус к эксперименту для наиболее яркого раскрытия художественных образов. Партии Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке» и Ширин в «Легенде о любви» были для Лидии Ивановны посвящением в современную хореографию и до сих пор являются эталоном счастливого соединения классики и поиска нового.

Тридцатилетнее партнерство на сцене и почти сорокалетний брак с Юрием Васильевичем Гревцовым — ее собственная яркая, светлая и незабываемая легенда о любви. Он приехал в театр в 1950-м, в 51-м они поженились, родился сын, а в 1952-м Крупенина и Гревцов станцевали вместе первый спектакль — «Спящую красавицу». Потом были «Дон Кихот», «Эсмеральда», череда других спектаклей и только в 1980 году, спустя 33 года (!) выхода Лидии Ивановны на сцену Сибирского Колизея — прощальная для великолепного дуэта и обожавшей их публики «Жизель»…

Танец любви и нежности
— У меня хороших партнеров было много, но Юра — лучший, главный, — говорит Лидия Ивановна.

Он, высокий и статный, подбрасывал ее, маленькую и миниатюрную, крутил в воздухе и бережно ловил в объятия как самую большую драгоценность. Вне сцены оберегал точно так же от перегрузок, домашних обязанностей:

— Когда я приходила домой, он говорил мне: «Отдохни, ты устала», — как будто он сам только что не провел несколько часов в балетном классе, — вспоминает Лидия Ивановна. — Убирал, готовил, ходил по магазинам и сына наставлял: «Мы с тобой — двое мужчин, маме должны помогать».

Называл ласково Кашалочкой: когда-то она рассказала ему, что в детстве таким образом выговаривала слово «шоколадка». Это нежное прозвище в их семье прижилось на долгие годы.

Но более всего их, конечно, соединяло отношение к профессии. Оба были убеждены: несколько дней без класса, без занятий опасны для артиста, поддерживать форму надо ежедневно. Поэтому даже когда ездили в отпуск в Сочи, договаривались с директором местного театра, чтобы рано утром, пока нет репетиций, позаниматься у станка. И дома, в выходные брали у охранника ключи, открывали балетный зал и занимались.

— Потом многие за нами потянулись, — улыбается Лидия Ивановна, — и даже концертмейстер стал приходить, подыгрывать…

Юрий Васильевич ушел из жизни рано, в 56 лет, сказалось сиротское военное детство, потом фронтовой период в качестве сына полка, откуда подростку довелось вынести совсем не детские впечатления и переживания…

— Тяжело, конечно, было, когда Юры не стало. Успокаивали только работа и память — есть сын, внук…

Уроки красоты
Первые уроки в роли педагога Лидия Ивановна дала в 1969 году в Новосибирском хореографическом училище. В 1973 — 1980 годах, продолжая танцевать ведущие партии в театре, Крупенина была художественным руководителем училища, а также педагогом-репетитором НГАТОиБ. В 80-м полностью перешла на педагогическую работу. В числе ее воспитанниц — народные артистки России Татьяна Кладничкина, Лариса Матюхина-Василевская, которые теперь уже тоже педагоги-репетиторы. Сейчас под наставнической опекой Лидии Ивановны ведущие солистки — народная артистка России Анна Жарова и Елена Лыткина.

Когда они танцуют, в полутьме зала, у центрального входа в партер, на специально поставленном кресле можно увидеть Лидию Ивановну. Она вся внимание и сопереживание. В антракте в гримуборной ее с нетерпением ждут: «Ну, как?!» Однако в день спектакля она замечаний не делает:

— Не порчу настроения, ей еще танцевать. Обычно говорю какие-то пустые вещи: мол, ничего, сделай то-то и то-то, только лицо не морщи, веселей, выразительней. Вот и все, лишь бы поддержать и направить. И только на следующий день подробно разбираем, как она станцевала…

Добавляет почти строго, хотя обычно от Лидии Ивановны исходят лишь легкость, бесконфликтность, непоказная доброжелательность:

— Наша работа очень тяжелая. Если не любишь профессию, сразу уходи…

А уходят, испугавшись труда, и из училища, и из театра. Она же всегда знала: если выбрал эту профессию, а она — тебя, служить ей надо самозабвенно, то есть забывая обо всем остальном.

— Какие бы златые горы мне ни сулили, не стала бы заниматься ничем другим. Балет — это высшая летящая красота.

Она и сегодня летит в театр как на крыльях: там не только тепло и как-то по-особому уютно, но главное для нее — это воздух творчества Сибирского Колизея, в котором растворена сама жизнь.

ЦИТАТА
Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ, народный артист России, художественный руководитель балета НГАТОиБ, из интервью в документальном фильме:
— Отдав более шестидесяти лет этой сцене, с какой энергий, с какой отдачей она работает сегодня. Но главное — она мыслит по-современному. Лидия Крупенина — флаг нашего театра.

НАША СПРАВКА
За годы работы в НГАТОиБ Лидия Крупенина станцевала 30 главных партий в классических и современных балетах. В 1971 году балерине присвоено звание народной артистки СССР. Она — одна из четырех артистов в истории Новосибирского театра оперы и балета, удостоенных этого высокого звания.

Фотографии статьи
В роли Эсмеральды (1953 г.) Фото из архива НГАТОиБ
В балетном классе (2011 г.) Фото Виктора ДМИТРИЕВА