Строфы фотографий, кадры стихов
Как доктор химических наук сделал творческие открытия одновременно в фотографии и поэзии, продемонстрировала недавняя выставка его работ
В выставочных залах Дома ученых новосибирского Академгородка проходит множество интересных экспозиций. И все-таки недавняя «Минута памяти» фотографа и ученого Григория БАРАМА привлекала особое внимание. Доктор химических наук, специалист по хроматографии и в то же время великолепный фотограф, с 1970-х занимающийся этим искусством вполне профессионально, соединил в нынешней экспозиции фотосюжеты с собственными стихотворениями. Такое единство текста и «картинки» выглядит в наш спешащий неизвестно куда век красиво, изящно и, главное, заставляет думать.
Не просто щёлк!
— Григорий Иосифович, как появилась в вашей жизни фотография? Откуда это увлечение?
— Серьезно фотографированием я занялся году в 1970-м. До этого отец мне что-то показывал, я что-то печатал в темноте, но это все было как-то бессознательно…
— Вас привлек процесс фотографирования, проявки фотографий? Наверное, для вас с этим процессом многое связано, ведь вы химик?
— На свои химические знания я как-то в этом плане сильно не надеялся, обычно выбирал стандартные процессы. Когда смотрел фотографии в журнале «Советское фото», например, мне нравились и пейзажные, и репортажные, и портретные работы. И я решил попробовать. Я тогда еще в университете учился. Вокруг были люди, которые увлеченно фотографировали, заинтересованно устраивали небольшие фотовыставки. И я купил фотоаппарат…
Постепенно, читая журналы, специальные книги, понял, что это целое направление творческой деятельности, где есть свои законы, традиции, история. В 1970-х я был активным членом кинофотоклуба «Поиск» и даже вел там фотостудию: мне было интересно учить людей, которые только купили фотоаппараты и еще не знают, что с ними делать.
Еще в университете существовал факультет общественных профессий, где было отделение художественной фотографии. Там я тоже два года читал лекции, и было интересно видеть, как изменялось видение студентов, которые сначала ценили фотографию по каким-то своим критериям, а прослушав курс, узнав, что такое традиция, штамп, новаторство и так далее, относились к этому делу уже как к искусству.
Потом было участие во всесоюзных и международных выставках, но не слишком активное, скорее между делом, которым была моя работа. А в конце 80-х годов пришлось выбирать, фотографией заниматься или наукой. Времени не хватало: фотографический процесс длительный, надо не только проявлять пленки, но и печатать по ночам. Поэтому фотографию тогда я практически оставил.
Только в 2000 году, когда появилась возможность использовать цифровую фотокамеру, давшую свободу во времени, я снова занялся фотографией, вышел на новый виток в этом деле. Сейчас фотография совсем другая стала, она более доступна, и сотовый телефон делает снимок лучшего качества, чем в старые времена делали фотолюбители.
В памяти — мгновения
— Для чего же тогда заниматься сегодня фотографией, скажем так, профессионально?
— Хороший снимок — запечатленный момент памяти. Эта выставка так и называется, чтобы подчеркнуть, что фотография — это наша память. Мы помним статически, мы помним кадры, а не ролик.
— У вас есть необычные работы — «фотоминиатюры», где соединены творчество визуальное и словесное, то есть изображение и текст едины. Как вы пришли к этой форме, почему ее выбрали?
— Просто писал время от времени стихи для себя. Никакой их связи с фотографией не чувствовал: когда делал фотографии, никакой поэзии в ушах не звучало. Потом, в какой-то момент мне показалось, что их можно соединить. Похоже на авторскую песню, когда поэт и композитор в одном лице.
— Откуда возникают темы ваших фотографий и стихотворений?
— Фотографирую по наитию. В экспедиции по южным морям около Вьетнама, где целый день есть возможность фотографировать пейзажи, море, птиц и все, что угодно, этим и занимался. Потом из пяти — десяти тысяч фотографий выбрал 15 — в них, на мой взгляд, есть что-то настоящее.
Приезжаю в какой-то город и, если есть время свободное, снимаю. Каких-то проектов, задач не ставлю — времени на это нет. Со стихами также — вдруг появляются какие-то строчки. Успел записать — хорошо, не успел — все, уже не вернутся.
Необъективный объектив
— Как вы выстраивали экспозицию, чтобы она воспринималась?
— Начал я этот эксперимент на фотосайте в Интернете. Выкладывал фотографии, в которые вставлены стихи. Стал прислушиваться к мнению людей, которые комментировали мои работы. Стихов было много, и я стал подбирать к ним фотографии, в том числе и старые. Потом появилось желание издать альбом, но это довольно дорого — издал пока только небольшую книжечку.
А вот мысль «разобрать книжку на картинки» и повесить их на стенку, чтобы все могли читать прямо со стены, мне показалась интересной. Как раньше, когда народ читал на стендах вывешенные газеты. Сейчас никто так читать не будет. Если фотографии повесить, посмотрят, а книгу читать не будут. А этот синтез с фотографией дает людям возможность и стихи почитать, задержаться у каждого.
— В одних ваших работах бросается в глаза философичность, созерцательность фотографий. В других заметна ирония. Этот философски-ироничный взгляд так и был задуман?
— Только говорят, что фотография объективна — объектив наводит фотограф. Почему именно эти объекты, почему именно такой ракурс, трудно сказать, но я всегда ищу, чтобы в фотографии мысль была, какое-то второе дно. Именно это мне интересно.