USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто и чем нас «лечит»?

Юлия НАЗАРЕНКО
Из 44 заявленных новосибирцами разработок, направленных на борьбу  с социально значимыми инфекциями, финансирование получили пока только 25. Фото РИА «Новости»
Из 44 заявленных новосибирцами разработок, направленных на борьбу с социально значимыми инфекциями, финансирование получили пока только 25. Фото РИА «Новости»

Почему значительная часть многообещающих биотехнологических разработок сибирских ученых не доходит до потребителя

Над созданием эффективных средств диагностики и лечения наши ученые умы работают кропотливо и далеко не безуспешно. Один из последних примеров: шесть диагностических тест-систем, разработанных и выпущенных новосибирскими биотехнологами, сегодня сопровождают Олимпиаду в Сочи. Однако многое из того, что уже изобретено и могло бы послужить во благо здоровья, так и остается… «в уме», а точнее — в числе перспективных разработок.

Российский фармацевтический рынок входит в десятку крупнейших в мире. Емкость его приближается к триллиону рублей. Обиднее всего, что более трех четвертей фармпродукции привозится к нам из-за рубежа. Импортозависимость очевидна.

Где наши лекарства?
В очередной раз исследовав аптечные прилавки, убедилась, что приобрести разработанный биотехнологами Кольцово уникальный препарат можно только через Интернет — производится он за пределами нашей области и в розницу не поставляется. То есть для человека, живущего вне сетевых ресурсов, все эти достижения — из области «вехи и успехи», не более. Впрочем, авторов инновационного продукта радует уже сам факт, что новинка хоть и ограниченно, виртуальным форматом, но все-таки присутствует на фармацевтическом рынке.

По словам Александра Агафонова, заместителя директора по научной работе Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», из 44 заявленных новосибирцами разработок, направленных на борьбу с социально значимыми инфекциями, финансирование получили пока только 25. Цифры были озвучены в рамках круглого стола «Наука — городу Новосибирску».

Интересно, что в общей сложности центром был сформирован пакет из 94 инновационных предложений. Хуже всего обстоят дела с внедрением препаратов, область применения которых — особо опасные инфекции. Создание подобных средств, с тем чтобы они имели еще и гарантированный коммерческий успех, невероятно трудная задача. Поэтому их внедрение, как считают в центре, возможно только в рамках федеральной целевой программы.

В поисках производителя
Основная проблема внедрения — недостаток собственных финансовых средств. Восполнение возможно либо через государственные программы, либо с помощью частных инвесторов и бизнес-ангелов. В центре выделили восемь источников финансирования разработок и по всем работают с той или иной степенью успеха.

В список источников финансирования входят пять профильных структур уровня федеральных министерств, а также администрации Кольцово и Новосибирской области и различные инновационные компании. Таким образом, «Вектору» удалось договориться о финансировании тех самых 25 разработок, большинство из которых получили путевку в жизнь благодаря механизму государственно-частного партнерства.

— Мы разрабатываем препарат, доводим его, в процессе пытаемся найти финансирование, — поясняет Александр Агафонов. — Оптимально, если еще на этапе идеи получается найти производство, которое поверит в препарат и будет сопровождать его вместе с нами. Ведь производитель знает много таких вещей, которые нам недоступны, в частности рынок. В результате мы передаем инвестору зарегистрированный, готовый к серийному производству препарат.

С прошлого года центр финансирует из средств приносящей доход деятельности пять своих разработок. По словам Александра Петровича, с участием Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности в 2012 — 2013 годах «Вектором» были подготовлены бизнес-планы на восемь препаратов. Все они нашли своих инвесторов. Такой стопроцентный успех вдохновляет биотехнологов, они подготовили список из следующих семи препаратов, которые с помощью фонда надеются довести до производства.

Дорогое не эквивалент хорошего
По трем из 18 инвестируемых частными партнерами разработок наши ученые уже дошли до стадии производства. Объем средств, который требуется на вывод всех препаратов, — 670 миллионов рублей.

Если посмотреть на ситуацию с высоты запросов мировой фармацевтики, то сумма, озвученная представителем центра вирусологии и биотехнологии, мизерна. По сравнению с многомиллиардными в долларовом эквиваленте расходами, которые, по заявлению зарубежных фармацевтических компаний, идут на разработку и испытание каждого нового лекарства.

Правда, как выяснилось, львиная доля денег у западных разработчиков уходит на неудачные эксперименты, они не стесняются закладывать и их в стоимость конечного продукта, что и обуславливает его дороговизну. И все-таки дорогое не означает хорошее. К этому пониманию мы туго, но начинаем приходить, в том числе штудируя ценники в аптеке.

Наши разработчики оперируют цифрами на порядок ниже. Какие там миллиарды долларов! Тут каждый вопрос по тому или иному новому препарату исчисляется максимум десятками миллионов рублей. Нет, есть, конечно, и более дорогие проекты, как, например, вакцина от ВИЧ, цена доведения ее оценивается в 300 миллионов рублей.

Это не значит, что наши препараты хуже. Просто цели у разработчиков на Западе и у нас разные. Там — коммерция. В Кольцово же ориентированы на получение новых научных знаний в области эпидемиологии, молекулярной биологии, вирусологии, бактериологии, генной инженерии, биотехнологии, экологии и биологической безопасности в национальных масштабах.

Впрочем, у того же «Вектора» есть опыт создания коммерческих производственных предприятий: с 1991 года по 2000-й были организованы шесть крупных частных фирм, большая часть из которых к настоящему времени обладает миллиардным оборотом. За два последних года открыли еще четыре фармкомпании, которые либо уже производят, либо в ближайшие два года начнут производить разработанные нашими биотехнологами препараты.

Логистика и так далее
Бизнес-активность в этой отрасли вполне обоснована: люди никогда не перестанут болеть, увы, как никогда не перестанут искать чудо-лекарства от семи хворей. И ведь не сказки это. Новосибирские ученые реально предлагают производителям вакцину, одна инъекция которой способна защитить от пяти и более вирусов. На Западе на ней бы озолотились. А у нас в аптеках — импортный Клондайк. Парадокс?

Между тем тернистый путь препаратов от идеи до производства не единственная и не самая главная причина. Высокий спрос подтолкнул бы производителей к более активным контактам с учеными. На деле выходит, что импорт интересен реализаторам. В частности тем, что иностранные фирмы берут хлопоты о доставке и о дорогих рекламных кампаниях на себя.

Российские производители пытаются протолкнуться в сферу логистики и стали заявлять о себе на ТВ. Увы, «кроме доставки и рекламы, существует ряд других факторов, которые сильно влияют на процесс формирования решений о закупке» — сетуют производители. И потому для многих выходом становится реализация продукции посредством интернет-ресурсов.

Бренд одного из крупнейших научных институтов вирусологических и биотехнологических центров России, каким является «Вектор», — это подспорье в продвижении отечественных препаратов на рынке фармацевтики, оккупированном импортом. Однако, по мнению экспертов, у нас еще слишком низкая потребительская культура, во многом опирающаяся на яркие рекламные картинки, в калейдоскопе которых информация об российских средствах диагностики и лечения просто тонет.

Напомним, в июле прошлого года приказом Минздрава РФ врачам запрещено прописывать больным конкретные препараты. В рецепте под страхом административной ответственности можно указывать только действующий компонент лекарства, а не его товарное наименование.

Более того, рассматривается вероятность запрета рекламы лекарств в СМИ. Активными противниками такого нововведения, как этого и ожидали аналитики рынка, выступили рекламные агентства и мировые фармацевтические холдинги, тратящие на рекламу своих препаратов миллиардные суммы. Большинство же потребителей высказались за, предпочитая получать информацию об эффективности лекарств не от телеведущих и артистов, а от компетентных специалистов.