Поиск новых технологий защиты
Программа деятельности профсоюзов определяет достойный труд как основу благосостояния каждого человека и всей страны в целом
В эти дни комиссии Совета Федерации профсоюзов Новосибирской области (ФП НСО) проводят серию круглых столов, анализируя основные направления деятельности этой самой крупной общественной организации. Почему предпринята столь масштабная работа? Не планируют ли профсоюзы менять свою политику в отношениях с властью? Об этом сегодня беседа с председателем Федерации профсоюзов Новосибирской области, депутатом областного Законодательного собрания Александром КОЗЛОВЫМ.
Провести своеобразную ревизию
— Александр Александрович, вы готовитесь к юбилею?
— Через два года нашей областной организации исполнится 25 лет. Чтобы к этой дате прийти, качественно изменившись, стоит уже сегодня заняться анализом проделанной работы, провести своеобразную ревизию, оценить, как работает выстроенная нами профсоюзная вертикаль.
— У вас своя вертикаль власти?
— Да, только если раньше она действовала как любая властная вертикаль сверху вниз, то теперь решения, инициативы и предложения принимаются региональными организациями как самостоятельно действующими субъектами. Мы делегируем часть своих полномочий федеральной структуре в том случае, если решение вопросов в компетенции федеральной власти.
Все остальные вопросы нужно решать тут, на месте, в нашей области. Как при этом наиболее эффективно действовать? На этот вопрос мы хотим найти ответ, обсуждая итоги работы за круглыми столами, а затем на итоговом собрании представителей отраслевых профсоюзов, наших первичных организаций.
Достижения профсоюзов за прошедшие 23 года очевидны. Для этого настойчиво и самоотверженно работали многие профсоюзные лидеры отраслевых, первичных организаций. Не умаляю их личного вклада, но сегодня нужно искать новые подходы — слишком много изменений произошло в последнее время и в сфере производства, и в сфере социальных отношений. Усиливается политическое влияние на все процессы в обществе, и мы не можем на это не реагировать. Нужно искать новые технологии эффективной защитной функции профсоюзов.
Без протокола разногласий
— Александр Александрович, недавно стало известно, что трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на ближайшие три года было подписано без протокола разногласий. Значит ли это, что все спорные вопросы между профсоюзами, работодателями и государством решены?
— Это значит только одно: мы научились договариваться. У каждого документа есть определенный запас прочности и нереализованных перспектив. Идеальным наше соглашение быть не может по определению: каждая из трех сторон имеет свои интересы и цели. Мы стараемся понять и принять их, но так, чтобы не страдала главная составляющая договоренностей — трудящийся человек.
Даже если исходить из того, что капитал стремится к максимальной прибыли, его представители понимают: без нормальных условий для коллектива, без привлечения высококвалифицированной рабочей силы такой цели не достичь.
Трудовые коллективы, интересы которых мы представляем, хотят получить максимальную цену за свою работу.
Интерес власти сводится к достижению социального спокойствия, высокорентабельного производства, сохранению рабочих мест и, конечно, к росту налогооблагаемой базы.
Новое соглашение разработано с учетом решения задач, поставленных в майских указах Президента России по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, доступности жилья и улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Соглашением охвачены все сферы деятельности сторон: развитие экономики области, предпринимательской деятельности, рынка труда, подготовка квалифицированных кадров, вопросы охраны труда и экологической безопасности, социальной поддержки населения и социальной сферы, развитие социального партнерства.
Достаточно ли мирных сигналов?
— Получается, что власть концентрирует вроде бы все интересы и договориться с ней профсоюзам просто. Однако время от времени возникают острые проблемы, всегда ли удается сохранить дипломатический стиль?
— Если говорить в целом о политике новосибирских профсоюзов, то мы поддерживаем традицию достижения своих целей путем переговоров. Это, конечно, не исключает митингов, пикетов, демонстраций, которые мы также проводим, привлекая внимание и власти, и общественности к нерешенным проблемам.
Зачастую бывает достаточно таких вот мирных сигналов о каком-то неблагополучии, чтобы власть их услышала и немедленно начала реагировать. Мы давно поняли, что в зоне конфликта труднее принимать взвешенные решения.
— За минувшие 23 года в деятельности профсоюзов были исключения из этого правила?
— Да, стоит вспомнить самый крупный конфликт интересов за прошедшее время.
На митинге — 35 тысяч человек
— В нашей области 1994 год начался с того, что крупнейшие заводы оборонного комплекса остались без государственного заказа, а сфера науки лишалась значительной доли финансирования. Это грозило массовыми увольнениями. Мы пытались достучаться до отраслевых министерств, обращались к главе администрации области — в то время Ивану Индинку, но ничего не могли добиться.
Исчерпав все мирные способы решения проблемы, в июне мы вывели на митинг 35 тысяч человек. После этого началась работа по подготовке постановления Правительства РФ «О мерах по решению неотложных проблем и стабилизации социально-экономического положения в НСО».
Это объемный документ, в котором были прописаны многие меры поддержки. Об одной из них, которая коснулась всего работающего населения, можно напомнить: именно тогда мы стали получать «сибирский коэффициент» — 25 процентов к зарплате.
Активнее работать в органах власти
— Александр Александрович, еще один вопрос конфликтной темы: почему у нас все проблемы с работодателями обязательно нужно решать, привлекая власть и профсоюзы? Почему не принято делать это через какую-нибудь локальную забастовку?
— Забастовки во всем мире тоже забота профсоюзов. У нас это сложно, потому что не предусмотрено ни забастовочных фондов, ни законодательного обеспечения.
За рубежом бастующие получают зарплату за все время, сколько они не работают. Нам еще предстоит решать эту проблему.
— Вы говорили о повышении эффективности работы профсоюзов. Какие-то планы на этот счет уже конкретизируются?
— Конечно, планов много и мнений тоже. Но один путь повышения эффективности уже получил консолидированную поддержку: нужно активнее работать в органах власти. И прежде всего на законодательном уровне.
Сейчас в региональном Законодательном собрании в основном представлены работодатели не бюджетной сферы. На наш взгляд, там нужно больше представителей от отраслей образования, здравоохранения, науки. Необходимы там и опытные деятели профсоюзов как концентрированно выражающие интересы широких кругов населения.
Профсоюзам необходимо активно участвовать в выборах всех уровней, чтобы исправить это положение. Именно поэтому недавно мы создали региональное отделение партии «Союз труда». В феврале состоится второй съезд, где будут обсуждаться основные направления деятельности на ближайшие три года.
Думаю, что предстоит решать такие непростые задачи, как сбалансированность зарплат и определение цены труда. Речь пойдет не только о том, что необоснованные зарплаты создают проблемы во всех секторах экономики и влияют на социальное напряжение в обществе. В зарплатной теме кроется и причина кризисных явлений в пенсионной системе. Адекватные зарплаты скажутся на увеличении покупательной способности населения, а внутренний спрос серьезно влияет на инвестиции в экономику.
АКЦЕНТ
Уровень минимальной заработной платы в Новосибирской области один из самых высоких по стране. В IV квартале 2013 года минимальная заработная плата (МРОТ) в регионе составила 9 030 рублей, что выше аналогичного федерального показателя в 1,6 раза.
Прожиточный минимум трудоспособного населения Новосибирской области в IV квартале 2013 года составил 7 784 рубля, при этом МРОТ больше на 1 246 рублей. С 1 января 2014 года Правительством РФ утвержден МРОТ в 5 554 рубля.
Размер минимальной заработной платы узаконивается региональным соглашением, который подписывается правительством Новосибирской области, Федерацией профсоюзов и Союзом руководителей предприятий и работодателей.
Этот показатель устанавливается, во-первых, как величина минимального размера оплаты неквалифицированного труда, и работодатель не имеет права выплачивать работнику заработную плату ниже этого уровня. Во-вторых, МРОТ применяется для определения размера социальных выплат.
ФАКТ
Общероссийское объединение профсоюзов по-прежнему занимается регулированием социально-трудовых отношений. Основной документ для этого разработан и подписан и в Новосибирской области правительством, работодателями и профсоюзами. Это Региональное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на территории Новосибирской области на 2014 — 2016 годы.
ЦИФРА
Членами отраслевых профсоюзов России являются 22 миллиона человек