USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Лёгкое дыхание игрушки

Николай ЦАРЕВ
Татьяна Лысенко ведет занятие с детьми  в мастерской музея. Фото Николая ЦАРЕВА
Татьяна Лысенко ведет занятие с детьми в мастерской музея. Фото Николая ЦАРЕВА

Народное искусство прорастает там, где есть увлеченность людей

Царство красок, линий и перелива настроений — иначе не назовешь то, что видишь здесь. В городе Купино появился музей традиционной народной игрушки. Инициатором создания, а затем и руководителем его стала Татьяна Лысенко — педагог дополнительного образования школы № 105. Музей размещен и оборудован при активной поддержке руководства Купинского района и 105-й общеобразовательной школы.

Помещение для музея предложил глава района Владимир Шубников. Здание капитально отремонтировали. Внутри — дорогостоящие витрины со стеклянными полками и подсветкой, переходы в виде арок… Много усилий предприняла для того, чтобы изыскать средства, директор школы Тамара Екимова. Дизайн по своему видению Татьяна Лысенко разработала сама.

Сокровища багажного вагона
Народной игрушкой Татьяна Стафеевна начала заниматься давно. Архитектор по образованию, она вместе с мужем приехала в Купино. Работы по специальности не нашлось. Много читала. Однажды на глаза ей попалась книга о народной игрушке.

— И я поняла: это мое! — признается мастер.

Кто-то из знакомых привез Татьяне Стафеевне казахстанскую газетку с объявлением: «Куплю народную игрушку». Заинтересовалась, набрала указанный номер телефона. Так судьба способствовала знакомству Лысенко с известным коллекционером москвичом Геннадием Блиновым.

Татьяна Стафеевна выслала ему три своих игрушки. Геннадию Михайловичу понравилось то, что она делает. Он написал письмо и прислал несколько подлинников игрушек, пригласил в Москву. Завязалось общение. У мастерицы в Купино начала собираться коллекция. Количество экспонатов резко увеличилось, когда друг Блинова, тоже коллекционер Анатолий Панин отправил Татьяне Лысенко багажным вагоном 24 коробки своих подлинников, а потом и приехал на открытие купинского музея народной игрушки.

Волшебная глина
Уже нет в живых Геннадия Блинова, но в Купино сосредоточена уникальная коллекция подлинников из всех очагов народного творчества России: филимоновские, каргопольские, дымковские, гжельские, хлудневские, абашевские, рязанские, семеновские и многие другие игрушки… Татьяна Лысенко говорит, что музей возник естественным образом и что народное искусство прорастает там, где проявляется увлеченность людей.

Долго искала наиболее подходящую глину. Пробовала для связки добавлять пух камыша, которого пруд пруди в озерном районе. Примешивала подсолнечное масло, но все было не то. И наконец нашла! Это была глина из котлована, когда-то вырытого недалеко от села Алексеевка для… поения скота. Из того котлована до сего времени и пополняется глиной специальный бак в подсобном помещении мастерской.

Там же установлена и муфельная печь — приспособление, в котором при температуре 900 градусов проводится обжиг вылепленного из глины художественного чуда. Печь небольшая. Мурашки по коже пробегают, когда Татьяна Стафеевна рассказывает, как перед обжигом большой глиняной птицы приходилось хорошо высушивать, обламывать крылья, хвост, а после прокаливания крепить все на свои места…

«Папа, сделай свистульку!»
В течение веков народная игрушка создавалась взрослыми для детей. В древности многое шло от язычества, было окутано ореолом сакральности, но по большому счету очень часто все было намного проще. Это нынче в известном анекдоте папа-свин, развалившись в грязи, небрежно отвечает на просьбу сына сделать свистульку: «Вот сейчас все брошу и пойду делать тебе свистульку!» А много лет назад мастер, вращая гончарный круг, изготавливал посуду. Играющий рядом малыш просил отца слепить из кусочков глины какую-нибудь игрушку. Тот делал. Для детской забавы появлялись свистульки. Ломалась одна — лепилась другая. А кто-то из мастеров и всерьез брался за художественное глиняное, деревянное, берестяное ремесло.

Мастерили не только мужчины. Кстати, Татьяна Лысенко утверждает, что по игрушке может отличить, кто ее изготавливал: мужчина или женщина. Впрочем, она уверена, стиль — коллективное творчество. Многие поколения отрабатывали, подбирали что-то свое, отбраковывали то, что считали менее подходящим. Так и возникли промыслы, которые упомянуты выше.

У Татьяны Стафеевны теперь не только большой музей, но и мастерская, а по сути своя школа — лысенковская, если хотите. Приглядевшись к удивительным изделиям, ребятишки загораются желанием творить подобное своими руками.

Чиняихинский стиль
— Я леплю быстро, а вот расписываю долго, — рассуждает Татьяна Лысенко. — Одно дело — набить руку и раскрашивать, поставив ремесло на поток, на продажу, но это не мое. Другое дело — создать новое художественное произведение из глины. У художника должно быть легкое дыхание. Вообще в нашем музее все легко создавалось!

Возможно, стоило бы творения ее рук назвать алексеевскими — по названию села, близ которого с божьей помощью нашла мастерица чудесную глину. Нет, корни своего ремесла Татьяна Стафеевна видит в поделках Екатерины Ковтун, жившей и творившей на чановском острове Чиняиха в Купинском районе. Дочь Екатерины Демьяновны передала Татьяне Стафеевне игрушки, сделанные Екатериной Ковтун, и рассказала, как еще бабушка Акулина обжигала глиняные изделия в русской печи. Татьяна Лысенко попробовала — обжиг дал таинственное сочетание двухцветности игрушек: черного с красным!

Екатерина Ковтун знала легенды о разбойниках, грабивших караваны, о людях с одной ногой и рукой, якобы обитавших на чановском острове под названием Кобылий. Примечательная черта всех живых существ, вылепленных Екатериной Ковтун, — четко обозначенные большие ресницы, даже у рыб! Она рисовала картины, переложила на стихи легенды, ткала ковры со сказочными озерными сюжетами. Конечно, оставила после себя станок для работы с глиной, инструменты. Наследие Ковтун хранится в музее народной игрушки.

Из глубин тысячелетий
Чиняихинскому духу бережно следует и Татьяна Лысенко, по ее выражению, «вливаясь в создаваемый образ и не выходя из выбранного стиля». А однажды решилась изготовить точнейшие копии лошадок на колесах — игрушек, найденных археологами в Средней Азии. Артефактам 3,5 тысячи лет. Или сделала копии фигурок двух медведей по оригиналам, найденным в Москве при раскопках мастерских глиняной игрушки ХVII века.

В музейной мастерской Татьяна Стафеевна ведет внеурочные занятия с младшими классами и кружок по изготовлению народной глиняной игрушки. Детишкам есть с чего брать пример. Тут не только обилие произведений из глины. Это — погремушки из бересты. Вот бычок, который идет и качается. Деревянный. Рядом — ну просто классика: мужик с медведем пилят и рубят дрова. Особенно умиляются самые маленькие посетители музея курочкам, которые клюют зернышки. А как хорошо играет на пианино деревянный медведь!

Время требует своего — и оно рядом: деревянный заяц бьет лапками по кнопкам… компьютера. Был бы заяц глиняный, обозначили бы у его глаз длинные — чиняихинские — ресницы. Не так ли?

ФАКТ
На плакате, знаменовавшем проведение международной выставки народной игрушки в Женеве, красовались изображения глиняных игрушек, созданных руками купинской мастерицы Татьяны Лысенко.

Фотографии статьи
Купинская глиняная игрушка. Фото Николая ЦАРЕВА