Шкатулка дружбы народов
Чтобы научиться петь и танцевать так, как танцуют жители соседней страны, надо искренне полюбить ее историю и культуру
При желании эти красивые черноглазые девушки — Роксана Петрова и Лола Калондорова — могут запросто станцевать не только таджикский, узбекский, но и русский танец. С душой и размахом, рожденным среди бескрайних русских полей. Они рассказали, как легко и быстро, не имея в запасе русых кос и голубых глаз, перевоплотиться из образа загадочной среднеазиатской скромницы в русскую Царевну Лебедь.
Вы не формат, но интересные
В коллективе арт-студия «Праздничная шкатулка» есть русские, украинцы, таджики, узбеки, казахи и цыгане — настоящий интернационал! Каждый несет частичку своей культуры и каждый сам со временем знакомится с чем-то новым.
— Нам говорят, вы не формат, но вы интересные, — рассказывает о коллективе его директор Елена Мирова. — C Роксаной Петровой и Лолой Калондоровой, нашими ведущими хореографами, мы работаем около года. Есть режиссер — Бахыт Омарова, она занимается постановкой театральных номеров, есть актеры и вокалисты. Мы хотим донести зрителям идею многонациональности, что жить дружно — это здорово.
Русскую культуру, рассказывают девушки, они не воспринимают как неродную. Хотя внешне их вряд ли можно назвать сибирячками, сибирячки они и есть — уже много лет все три наши собеседницы живут в Сибири.
— Наша режиссер Бахыт — казашка по национальности, — рассказывает Елена, — но вы знаете, как она поет русские песни! Это надо слышать...
Интерес к такому многонациональному профилю, считает Елена Мирова, у новосибирцев есть. Особенно хорошо на все это многоцветье реагируют дети. У них еще нет предвзятости, им неважно, кто, так сказать, какому молится богу.
— Когда мы проводили первый межшкольный фестиваль «Мы разные — мы дружим», то увидели интерес в глазах детей, причем даже старшеклассников, — поясняет Елена. — Так, один класс с удовольствием выучил и станцевал цыганский танец, и это было очень весело.
Танцевальный «шкатулочный» репертуар действительно очень богат и разнообразен. Здесь ставят не только танцы ближнего зарубежья, но и индийские. И, конечно, русские народные.
Как в город въезжает караван...
Лола Калондорова рассказывает нам о том, как идет погружение в культуру незнакомой тебе страны. Оказывается, недостаточно просто выучить движения и выйти на сцену.
— Если человек хочет хорошо научиться танцевать какой-нибудь национальный танец, сначала он просто слушает музыку, изучает историю страны, погружается в нее. Когда представишь, что ты заходишь в старый город, как в него въезжает караван, который шел по Шелковому пути, сразу становишься немного другим и начинаешь жить в этих звуках.
Для девушек все, о чем они говорят, не теория, а практика. Так, Роксана Петрова не берется за новый танец, пока не прочитает, какие войны, к примеру, вела страна, кто в них побеждал, что происходило после, как люди разных национальностей жили и соседствовали друг с другом много лет.
— Это жизнь, в ней все взаимосвязано, — говорит Роксана. — К примеру, болгары долгое время жили под турецким игом, это отразилось и на музыке, и на национальных костюмах.
Кстати говоря, девушка неплохо говорит и поет на турецком языке. Ей нравится, она его с удовольствием учит...
— Когда до людей доносишь, как интересна может быть культура других народов, — дополняет Лола, — они начинают понимать, что мы все живем в одном мире и что нас объединяет очень и очень многое.
«Стрельба глазами»
— Мы не сидим в офисах бухгалтерами и юристами, — рассказывает Елена Мирова о себе и своих коллегах, — поэтому, может быть, и отдаемся нашему искусству с головой.
Действительно, это для фанатов своего дела очень важно. Все должно быть не абы как, а по правилам. Смажешь какую-нибудь деталь — испортишь номер.
— Все костюмы у танцовщиц классических узбекских и других азиатских танцев, — рассказывает Лола, — очень закрытые. Поэтому должно быть выделено лицо. Должна же женщина как-то выделяться! Всю свою энергию она передает взглядом. Выйдешь на сцену с распущенными волосами или в недостаточно пристойном платье — не поймут.
Кстати, рассказывают девушки, многие думают, что танец живота — это такое глобальное восточное явление. Конечно, нет. К примеру, в природе не бывает таджикского танца живота. Это арабская тема.
Все так, но больше одежды...
Кстати, узнаем интересные детали и об этом танце.
— Образ «лиф, голый живот и юбка» — это то, что придумано европейцами, — рассказывает Лола. — На самом деле на родине этого танца костюм строже, он почти всегда закрыт. То, что мы видим сейчас, это просто стилизация, шоу и даже, если хотите, спорт. Причем сегодня танец живота переживает трансформацию.
— Сейчас совсем молоденьких среди танцующих нет, у них больше популярен пол-дэнс, а к нам приходят чаще более зрелые женщины. И они идут сюда, чтобы почувствовать себя женщинами, понять свою женскую суть, — комментируют девушки.
Между прочим, отмечают хореографы, наши русские девчонки порою танцуют восточные танцы лучше самих представительниц тех краев. Получается, что мастерство не зависит от национальности...
Интерес и капелька безумства
У каждой из наших собеседниц своя история, как она пришла в культуру.
— Я просто искала свои корни, — рассказывает Лола, — потому что чувствовала оторванность от собственной природы, национальности.
В роду у Лолы таджики, евреи, шорцы, а муж у нее цыган.
— Рисовала, вышивала, ткала, танцевала — я хотела удовлетворить свою жажду Востока, каким я его представляла.
Роксана всегда увлекалась историей, языками, ну а поскольку она из танцевальной семьи, то, конечно, и танцами. Кстати сказать, приехав в Новосибирск, она заняла первое место в престижном конкурсе, изучив индийский танец по популярным лентам Болливуда.
Все возможно, если быть увлеченным человеком и чего-то захотеть.
Задаю девушкам свой последний вопрос: как быстро в перерывах между танцами перестроиться с таджикской женщины на русскую?
— Профессионалы просто представляют вмиг себе всю русскую культуру и облачаются в нужный костюм. В джинсах чувствуешь себя в одном образе, в сарафане — в другом. Хороший наряд — это уже половина дела. Ну и капелька безумства плюс актерское мастерство.
ЦИФРА
В основной состав арт-студии «Праздничная шкатулка» входят 24 человека.
ФАКТ
С начала года коллектив арт-студии «Праздничная шкатулка» официально базируется в Доме национальных культур имени Г.Д. Заволокина