Сибирь голландским взглядом
В Новосибирске состоялась выставка «Температура взгляда», частью которой стала экспозиция фотопроектов нидерландских и фламандских фотографов. Какими запечатлели нас фотокамеры зарубежных гостей?
Если сначала просто смотреть снимки, без комментариев, не вдаваясь в подробности и не размышляя над еще не заданными вопросами, то, скорее всего, обычный человек с улицы испытает шок — как и я. Неужели иностранцы видят Россию именно такой? Полуразрушенные города, странные одеяния и люди, дома, забитые случайными, полуразвалившимися вещами… Неуют, тоска и снег. А на снегу — босоногие семьи с «оборванными» детьми, с ведрами, из которых они обливаются холодной водой. Люди, обнимающиеся на фоне шкафов в маленьких комнатах с низкими потолками, плохо одетые женщины в общественном транспорте и неубранных квартирах — на фоне гладильной доски, выцветших советских обоев в жуткую бежевую полоску и стен, завешенных какими-то бумажками, пакетами, одеждой… Понять строки из книги отзывов, где люди пишут, что «опять вы показываете наши помойки», несложно. Гламура, бантиков и причесанности здесь не найти. Как и привычной нашему глазу красоты. Но все же если пережить первую волну обиды и непонимания, можно увидеть во всем этом безобразии какую-то другую, непонятную нам красоту и почувствовать интерес иностранцев с их куда-то не туда направленными камерами к нам, загадочным русским людям. Люди на снимках во всем этом, как определила Ирина Попова де Влаам, куратор проекта, «непричесанном быте» всегда красивы. Прелесть документальной фотографии, считает она, — на срезе красоты и правды, в возможности увидеть в таком вот быте некую красоту. И на каждом снимке видно, что фотограф как-то по-своему любит тех, кто попал в его объектив.
По словам Ирины, все эти фотографы возвращаются в Россию вновь и вновь уже на протяжении десятков лет. Их истории — истории о странных, не совсем здоровых с точки зрения обывателя людях: Герт Йохемс, не зная языка, обычаев и правил, отправился в железнодорожное путешествие по Сибири. Ночью он ехал в поезде, а днем бродил по новым местам, стучась к людям в двери и говоря: «Здравствуйте, я — фотограф». Вернее, он не говорил эту фразу, а показывал табличку — ведь он же не знал языка. И люди пускали его в свои дома, где он снимал все, что происходит.
Бертин Ван Манен, известный в мире фэшн-фотограф, в пятьдесят лет отправилась в Сибирь с маленькой непрофессиональной фотокамерой. Первая встреча с Сибирью была шокирующей — в заснеженном Новокузнецке ее никто не встретил. Но как потом оказалось, этот город населен теплыми и дружелюбными людьми.
Все же мои чувства после выставки и разговора с ее куратором были неоднозначны. В какой-то степени я ощущала себя забавным зверьком с другой стороны прутьев решетки в неком странном зоопарке.
Особенно после слов Ирины Поповой де Влаам: на самом деле голландцы едут в Россию потому, что жить у них дома невероятно скучно и снимать — нечего. Поэтому они возвращаются к нам. На другую в их понимании планету.