USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Геометрия бумажного улья

Наталья НАШТАЛОВА
После работы с документами все надо вернуть на свои места. Фото Аркадия УВАРОВА
После работы с документами все надо вернуть на свои места. Фото Аркадия УВАРОВА

Гуляя по архиву, можно найти пропавший дом, чужую зарплату и разгадать страшную тайну юной гимназистки

Новая победа на счету областного центра. Новосибирский архив стал лучшим среди муниципальных архивов нашей страны, опередив претендентов из многих других городов. Что значит быть лидером в таком непростом деле, как бережное хранение документов? И что интересного можно найти в бумагах столетней давности? На эти и другие вопросы мы узнали ответы, не спеша прогуливаясь по архиву в компании симпатичного экскурсовода.

«Если только упадет Луна…»
Архивист Екатерина Шарухина проводит нас по всем комнатам, коридорам и закоулкам архива. По документам, находящимся здесь, распоряжениям, приказам и другим «отпечаткам» ушедших лет можно проследить, как Новосибирск менялся и рос, какие события в нем происходили, какие люди ходили по его улицам и даже сколько они зарабатывали.

Архив располагается на первом этаже жилого дома и продолжается в подвальном помещении. Места здесь не так много, как хотелось бы, тем не менее стройность созданной системы впечатляет.

В архиве образцовый порядок. Каждая вещь на своем месте.

— У нас даже дома документы так не хранятся, — рассказывает архивист Татьяна Раснюк.

Что должно произойти, чтобы эта четкая структура превратилась в хаос? Татьяна озадачена вопросом, но отвечает: «Наверное, это действительно может произойти, но если только Луна упадет на Землю».

Архивисты, должно быть, похожи на математиков. Они легко ориентируются в коридорах документальных кодов и разнообразных шифров. Пути к наиболее популярным, востребованным вещам, например документам о ликвидированных предприятиях (люди при оформлении пенсий ищут там данные о своих зарплатах), сотрудники архива находят порой даже без всяких указателей.

Долгая молодость в коробке
Изучаем стеллажи и надписи. Постепенно открываем для себя некоторые тайны этого молчаливого документального улья, который готов заговорить, зажужжать в любую секунду. Стоит только протянуть руку.

Документы в архиве хранятся в специальных ящиках, по размеру напоминающих коробки от высоких женских сапог. Вид у них, на наш обывательский взгляд, совсем не казенный, даже слегка гламурный. Сделаны коробки из плотного картона, чтобы, как говорит Екатерина, бумага могла дышать. Сохранить документ в хорошем состоянии — одна из самых основных задач сотрудников архива. Во всех помещениях поддерживается особый микроклимат, при котором бумаги могут жить и оставаться «молодыми» многие столетия.

Работать в архивах сейчас проще, чем, к примеру, лет 30 — 40 назад, многие процессы автоматизированы. Не приходится носить и кипы бумаг с этажа на этаж, есть специальный лифт. Размером он около метра, с двойными хитроумными дверями, похожий на ультрамодную печь из нержавейки.

Волшебные стеллажи «Сим-Сим»
Еще в архиве немало дорогущих машин для сканирования и оцифровки документов. Одна из них, поясняет Екатерина Шарухина, стоит примерно как квартира в новосибирской новостройке. На этом устройстве можно делать цифровые цветные копии сложных схем и многое другое.

— Мнение о работе архива в народе немного устаревшее, шаблонное, — рассказывает Екатерина. — Многие до сих пор думают, что архивисту, чтобы что-то найти, нужно в буквальном смысле штурмом брать гору сваленных в кучу бумаг. Удивляются, как быстро мы находим то, что им нужно.

Многие архивисты работают в перчатках, потому что долгое общение с бумагой (его не отменить никаким оборудованием) очень сушит и пачкает кожу рук. Бывает, к концу рабочего дня эти условно светлые перчатки превращаются едва ли не в черные.

— Один из посетителей архива раз увидел у кого-то такие «уставшие» перчатки и удивился, сказал: «Да у вас перчатки чернее, чем у дворника», — с улыбкой вспоминает моя собеседница. Таковы издержки бумажной работы.

В одном из хранилищ, в архиве их несколько, видим суперсовременную систему мобильных, сдвинутых в плотную стопочку стеллажей со специальными ручками. Крутишь такую ручку-штурвал — и проход к нужному стеллажу открыт. Выглядит это одновременно и модерново, и сказочно, почти как пещера с сокровищами, которая откликается на слова «Сим-Сим, откройся». Использование таких стеллажей (без готовых проходов возле каждого) позволяет здорово экономить пространство.

Как пионеры путь выбирали…
Пробуем заглянуть в одну из коробок с надписью «Городской дворец пионеров и школьников, 1978 год». В одной из тетрадок видим так называемый «затухающий» текст — слова на кальке, исписанной чернилами с двух сторон, начали расплываться: бумага дешевая, и ей не поможет никакое проветривание.

С другими документами в этой коробке все в порядке, и мы узнаем, что в октябре 1978 года там был праздник профессий, который назывался «1001 путь». Ребята выбирали, кем они станут, когда вырастут.

На некоторых стеллажах в хранилищах архива пусто, они только ждут своих картонных обитателей. Иметь резерв площадей — одно из непременных правил в работе архива.

— Это кажется, что много свободного места, — комментирует Екатерина. — Мэрия сдаст распоряжения за пару лет и другие документы, обязательные к хранению, и все полки будут заняты.

История дома, человека, города
Особо ценные документы имеют на коробках аббревиатуру ОЦ. В таких тайниках от души полазить, пользуясь возможностью, конечно, приятнее всего.

Вот перед нами личные тетради воспитанниц первой новониколаевской гимназии и спрятанные в них истории. Узнаем, что Таисия А., 1912 года рождения, относилась к мещанскому сословию, жила квартиранткой у некоей Мавры Степановны, хорошо училась и исправно посещала храм. А вот ее соседка по странице отличной успеваемостью похвастаться не могла, была слаба в иностранном языке и истории. Но что отметки! Гимназистка Софья М., купеческая дочка, отправилась без разрешения (о ужас!) в офицерское собрание, на маскарад, надев красивое платье! Обязательная для выхода куда бы то ни было гимназическая форма осталась ждать хозяйку дома, пока она не вернулась и не стала главной героиней большого скандала…

В другом хранилище находим старые подшивки газеты «Вечерний Новосибирск», и наш фотограф узнает на страницах знакомые ему и многим новосибирцам имена и фамилии… Как ни странно, но городские газеты живут одними и теми же темами: подготовка к зиме, урожай, реклама, депутаты, объявления... Круговорот зим, урожаев и выборов.

Можно в архиве найти и старые карты, и многие другие интересные вещи, но чаще люди идут сюда не как мы, на экскурсию, а по необходимости, чтобы отыскать важный документ. Так, в день нашего визита одна из посетительниц обратилась за актом ввода в эксплуатацию жилого дома. Управляющая компания потеряла его техпаспорт, это породило много разных проблем. Разумеется, документ нашелся, ведь история дома, человека и большого города, убеждены все без исключения сотрудники архива, — это очень и очень важно.

КОММЕНТАРИЙ
Владимир КОЛЕДА, директор Новосибирского городского архива:
— Какие трудности в нашей работе? Спутать — ничего не спутаешь: все дела, все стеллажи пронумерованы, все расписано. Техника необходимая для работы тоже есть. Возможно, единственная трудность в том, что наш архив располагается в жилом доме. Иногда нас даже топят, но вообще мы стараемся дружить с соседями, почти всех из них знаем по именам. Обсуждается вопрос о строительстве нового здания, и будем надеяться, через пару лет мы торжественно отметим новоселье.

ФАКТ
Многим документам, хранящимся в архиве Новосибирска, уже более ста лет, самые старые датируются 1901 годом.

СПРАВКА
Ежедневно архив посещают 40 — 45 человек. В 2013 году архив исполнил более 10 тысяч запросов.

КСТАТИ
В последние несколько лет в архиве Новосибирска идет работа по созданию электронного архива документов. В планах на скорое будущее — разместить уже оцифрованные документы в Интернете, чтобы пользователи могли знакомиться с фондами архива дистанционно.

Фотографии статьи
Техника здорово помогает в работе. Фото Аркадия УВАРОВА