USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Сказка открывает двери

Татьяна ШИПИЛОВА
Художник по костюмам Франка Скуарчапино. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Художник по костюмам Франка Скуарчапино. Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Новогодний подарок на несколько лет вперед готовит в эти дни детям Новосибирска и сельских районов области театр оперы и балета

Сказки любят не только дети — в этом можно убедиться, побывав в Новосибирском театре оперы и балета, где сейчас идут завершающие приготовления и последние репетиции премьерного балетного спектакля «Щелкунчик».

Для нового поколения
Несмотря на то что работы, как обычно перед сдачей, невпроворот, предвкушением сбывающейся мечты сегодня здесь горят глаза у всех: директора Бориса Мездрича, художественного руководителя балета, постановщика спектакля Игоря Зеленского, художника по костюмам Франки Скуарчапино, бутафоров, костюмеров и десятков других людей, причастных к созданию новогоднего представления для юных зрителей региона, а также их родителей и всех-всех любителей балета.

О том, как эта мечта зарождалась и теперь воплощается, виновники будущего торжества рассказали накануне премьеры.

Дело в том, что предыдущая постановка «Щелкунчика» — сказочная зимняя история на музыку Чайковского — не сходила со сцены НГАТОиБ более пятнадцати лет. За эти годы она выдержала 176 представлений на родной сцене и 44 — на гастролях. Ясно, что за такой долгий период эксплуатации весьма значительно убавился сказочный блеск декораций и костюмов, стали взрослыми и первые зрители. Появилось новое поколение, которое, по мнению народного артиста России Игоря Зеленского, достойно собственной волшебной сказки.

По его словам, он мечтал об этом спектакле с первого дня приезда в Новосибирск, то есть с 2006 года. «Щелкунчик» должен быть непременно роскошным, грандиозным, классическим и на долгие годы стать праздником для города.

— Я сам танцевал в двенадцати разных постановках «Щелкунчика», видел множество новогодних шоу от Нью-Йорка до Токио. Когда у тебя растут дети, хочется с малых лет прививать им хороший вкус. Именно в этом выражается мой эмоциональный порыв взяться за спектакль такого плана и такого уровня.

Хороший вкус с детства
Возможным осуществление масштабного замысла художественного руководителя новосибирского балета стало благодаря совместным усилиям руководства театра, вновь созданного при театре Попечительского совета, возглавляемого губернатором Василием Юрченко, и решению областного Законодательного собрания выделить в дополнение к федеральным средства из регионального бюджета. Планируется сделать этот спектакль и высокохудожественным произведением, и социальным проектом, показав его как можно большему количеству детей, в том числе из малообеспеченных семей, и детям, оставшимся без попечения родителей.

Прививать хороший вкус Игорь Зеленский намерен не только мальчикам и девочкам, которые заполнят зал, а также двум собственным дочерям и сыну. Он имеет в виду также воспитанников хореографического колледжа, принимающих участие в спектакле. Именно это поможет им, когда вырастут, «укорениться» в родном театре, а не заглядываться, состоявшись в профессии, на столичные сцены.

Главной идеей, связующей нитью спектакля, выдержанного в классическом ключе (хореография Василия Вайнонена), Игорь Анатольевич считает музыку Чайковского. Музыку чудесную, необыкновенно красивую, абсолютно, несмотря на свой 120-летний возраст, не стареющую. Его мнение разделяют и соавторы постановки — дирижер, сценограф и художник по костюмам.

— Балет — это музыка, выраженная в танце, — говорит дирижер Петр Белякин. — Следовательно, в зависимости от хореографии меняются ее осмысление и трактовка. В этом спектакле участвует много детей, что создает особый колорит и атмосферу. Причем в сценах с детьми, я уже видел это на репетициях, выстроены очень продуманные, тонкие и многослойные психологические планы, которых раньше в этом балете не бывало. Это неожиданно, в том числе и для публики, и в музыке оркестр должен оправдать эти моменты. Это относится в основном к первому акту, второй сделан в более классическом варианте. Еще хочу сказать, что мы, музыканты, несмотря на большое количество новогодних представлений (по два спектакля утром и вечером с 25 по 31декабря, а также в начале января. — Авт.), очень этой работе рады. Потому что эта музыка странным образом никогда исполнителям не приедается…

— В своей работе я тоже, несомненно, исходила из музыки, мы много общались по этому поводу с Игорем Зеленским, — поясняет художник по костюмам Франка Скуарчапино, обладатель премии «Оскар» за костюмы к кинофильму «Сирано де Бержерак». — Мне хотелось поставить какой-то бесхитростный, простой детский спектакль. Хотелось, чтобы этот спектакль был огромным для публики развлечением, и, создавая его, я сама развлекалась. Что касается стиля, мы взяли классическую эпоху — 20 — 30-е годы XVIII века, Германия, как и в сказке Гофмана, лежащей в основе балета…

Классика на все времена
К работе над балетом привлечена высококлассная команда: Вячеслав Хомяков, балетмейстер из Санкт-Петербурга, репетирует с балетной труппой театра и учащимися хореографического колледжа. Декорации и костюмы создала легендарная итальянская чета постановщиков: Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино. Спектакли в их оформлении идут в крупнейших театрах мира — Ла Скала, Парижской опере, Английском национальном балете, Большом и Мариинском театрах, Метрополитен-опера и других. Под личным контролем художников декорации и костюмы изготавливали в мастерских Рима и Милана, Санкт-Петербурга и Новосибирска. На днях из Италии прибыли пять фур с декорациями, более 200 костюмов прилетели багажом в самолете.

— Почему там, а не здесь? — предвосхищая вопросы, объясняет директор театра Борис Мездрич. — Не потому, что наши не могут чего-то сделать, а потому что, пригласив художников такого уровня, мы должны были позаботиться, чтобы их замысел был воплощен один к одному, иначе не стоило и огород городить. Это возможно только под строгим авторским присмотром. Тут работает художественно-технологическая логика, а не географическая и не местечковая, если мы хотим достичь результата.

…На сцене, в костюмерных, пошивочных и бутафорских цехах театра — предпремьерные хлопоты и суета, итальянская и русская речь звучат одновременно. И что удивительно — все друг друга понимают: профессионализм и интуиция, оказывается, мощные коммуникативные ресурсы. Даже я нечаянно попадаю на общую волну и, когда Франка Скуарчапино, показывая висящие на плечиках мантильи, говорит: «Pipistrelli…», мгновенно догадываюсь: «Летучие мыши?». Переводчица одобряет мои успехи: «Правильно, летучие мыши». И мы снежным вихрем летим дальше: вот наряды для исполнительниц розового вальса, тут платья снежинок, это сюртук волшебника Дроссельмейера и воздушные одеяния бабочки — сказка открывает нам свои волшебные двери, а встреча с ней обретает восхитительные детали и контуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис МЕЗДРИЧ, директор театра:
— Новый «Щелкунчик» — это серьезная фундаментальная работа, которая, мы уверены, надолго войдет в репертуар театра.

АНОНС
С 25 по 31 декабря, со 2 по 5 января, а также 24 и 25 января — в Новосибирском академическом театре оперы и балета премьера балета «Щелкунчик».

Фотографии статьи
Вот он — Мышиный король. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Постановщик балета — Игорь Зеленский. Фото Виктора ДМИТРИЕВА