Как стать идеальным телеведущим
Секретами телевизионной кухни делится профессионал с сорокалетним стажем
Телевидение стало судьбой Юрия Николаева. Его «Утреннюю почту» смотрели миллионы взрослых, в «Утренней звезде» мечтали принять участие все дети. Да-да, это он в девяностые открывал новые имена. Ездил с программой по всей России в поисках талантливых и одаренных. Сергей Лазарев, Юлия Началова, Валерия и маленькая сибирячка Пелагея с совсем не детским голосом — вот звезды, которые зажглись на нашей эстраде благодаря Николаеву.
Талантливый ведущий, дальновидный продюсер Николаев, отметивший на днях 65-летие, полон замыслов о новых проектах, продолжая вести программу «Достояние республики», которая обязательно порадует своих поклонников новыми выпусками в 2014 году.
Долгожительство в эфире — признак высокого профессионализма и уважения коллег. А тем и другим Юрий Александрович во многом обязан правилам, выработанным для себя самого.
Со зрителем на равных
— Единого алгоритма, как вести программу, не существует. Но я с самого начала интуитивно понял — нельзя ставить себя выше телезрителя. С ним нужно быть на равных, а еще лучше занять позицию чуть-чуть ниже. Важно найти свою тональность разговора, стать собеседником, другом и быть по возможности откровенным. Ищите свою манеру в подаче текста. Сейчас речь ведущих зачастую быстрая, плоская, безликая, в ней нет всплесков, пауз, точек и многоточий. Точно так же могут говорить тысячи человек. А вам необходимо стать уникальным. Я, например, не боюсь делать паузы. Мало того, делаю их специально, чтобы придать тексту разговорный характер.
Не бойтесь ошибок
Как ни странно, я люблю прямые эфиры. Они заставляют быть в тонусе, хотя риск совершить непоправимую ошибку, конечно, огромен. Но не стоит бояться оказаться в дурацкой ситуации. Я, например, всегда призывал просто посмеяться вместе со зрителем — это подкупает. И еще один важный момент: если во время записи программы происходит оговорка, я иногда прошу ее оставить при монтаже. Сначала я это делал подсознательно, потом сознательно. Это всегда придает живость передаче, делает ведущего более понятным и близким публике.
Не кричите!
Категорически не приемлю на съемочной площадке крики и ор, никогда не повышаю голос. Если мне надо кому-то что-то высказать, делаю это после съемок и только тет-а-тет, а не по громкой связи в присутствии зрителей, команды и артистов.
Стыд и созидание
Если бы каждый из нас вне зависимости от того, чем он занимается, чувствовал стыд за плохо сделанную работу, жилось бы намного лучше. Сейчас это чувство у многих потеряно. На телевидении полно дилетантизма, особенно его видно по редактуре. И проблема не столько в кадрах, сколько в огромном количестве программ и телеканалов, которые непонятно на кого рассчитаны и на что направлены — на созидание или разрушение. Все, что я делал в своей жизни, было нацелено только на созидание. Мне важно, чтобы люди после моей передачи хотя бы два-три часа находились в хорошем настроении.
СПРАВКА
Родился 16 декабря 1948 года в Кишинёве. В 1970 окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «актер театра и кино». Народный артист РФ, член Союза журналистов, лауреат премии Союза журналистов РФ, член редакционного совета журнала «Медведь».