USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Капитуляция спама

Виталий МАСЛЮК
Фото с сайта www.channelmobile.co.ua
Фото с сайта www.channelmobile.co.ua

Россияне все чаще ищут защиты от назойливых рекламных СМС-сообщений

Некуда сдать макулатуру? Хотите ездить по городу по супернизким ценам? Не знаете, где купить элитный алкоголь в ночное время суток? Ежедневно на телефоны россиян приходит в среднем по пять — семь ненужных рекламных сообщений. Борьба с этим надоедливым явлением выходит на государственный уровень — власти обещают в скором времени представить закон, который освободит жителей страны от вынужденной зависимости. Корреспондент «Советской Сибири» попытался избавиться от назойливых рекламных текстов в мобильном телефоне.

Когда на сотовый приходило по несколько сообщений в неделю, я на СМС-спам не обращал никакого внимания. Но после того, как в четыре часа утра мне поступило приглашение посетить распродажу женской косметики, я решил объявить в одностороннем порядке войну нежданным СМС. Скажу сразу, что после нескольких месяцев ведения боевых действий понял, что «оружия и специальной подготовки» оказалось недостаточно. Но сражаться я готов до полной капитуляции противника.

Держать оборону
Первое, что решил предпринять, — это занести в черный список телефона авторов всех ненужных сообщений, благо их сохранилось более тридцати. Эффект был минимальный — меня лишь перестали тревожить известиями о низких ценах в одной из крупных сетей, торгующей бытовой техникой.

Следующим шагом стал звонок сотовому оператору. Здесь мою проблему с пониманием выслушали и предложили заполнить заявление об отказе отправки на мобильный рекламы. Благо специальный бланк заявления можно найти в свободном доступе в Интернете. Тем не менее буквально через пару дней пришло новое сообщение: на этот раз предлагали клубную карту в фитнес-центр с невероятной скидкой.

В заявлении Федеральной антимонопольной службы России, которая активно подключилась к решению проблемы, говорится: «Как заявляют представители ряда операторов сотовой связи, сейчас происходит блокировка входящих СМС-сообщений с «коротких и буквенных» номеров в случае отсутствия у лица, осуществляющего рассылку, договора с оператором связи на такую рассылку. Эти действия позиционируются операторами связи в качестве меры по борьбе с СМС-спамом». Может быть, там мне помогут?

В атаку
До антимонопольной службы доходят самые стойкие или самые отчаявшиеся? Для меня избавить телефон и себя от спама уже становится делом принципа. Начинаю более подробно разбираться и понимаю, что придется собрать немаленькую стопку документов.

Но сдавать территорию своего спокойствия не намерен. В областную антимонопольную службу предоставляю следующие документы: собственноручно написанное заявление, копию договора с оператором связи. Плюс ко всему от меня требуют детализацию входящих сообщений, фотографию спам-сообщения, на которой виден полный текст, а также письменное согласие на обработку персональных данных.

— Новосибирцы в последнее время очень часто обращаются с жалобами на спам-рассылку. С начала года из 770 заявлений, касающихся нарушения закона о рекламе, 530 были как раз о СМС-спаме. Часто мы вынуждены отказывать в рассмотрении дела из-за того, что гражданин предоставляет неполный пакет документов, — рассказывает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, начальник отдела рекламы Татьяна Лопаткина. — Те же, кто все-таки подал документы, думают, что сообщения тут же прекратятся.

Пик спам-нагрузки на новосибирских абонентов сотовой связи пришелся на октябрь этого года. Тогда большинство операторов зафиксировали значительное увеличение количества жалоб от абонентов.

— Думаю, что причина массового распространения подобных сообщений в том, что пока практически невозможно от них отказаться моментально, то есть сразу после того, как сообщение высветилось на экране у абонента. Проблема оперативного прекращения несанкционированной рассылки — комплексная, и решать ее нужно в тесном сотрудничестве между операторами и абонентами, а также на законодательном уровне, — отмечает Татьяна Лопаткина.

Перемирия не будет
Мою жалобу на несанкционированные сообщения в мобильном телефоне ФАС будет рассматривать в течение двух месяцев. Расследование после истекшего времени прекратится, если все-таки не получится отыскать отправителя. Такое случается, если рассылка происходила с помощью специальных сайтов.

Если же хулиган будет найден, то ему грозит административное наказание — виновный получит предписание о прекращении нарушения и штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. С начала года в Новосибирской области возбуждено всего двадцать девять таких дел, двадцать из них доведены до финала, рассмотрение прочих еще не состоялось.

Однако спама все равно меньше не становится. Для компаний пока это самый простой и дешевый способ рекламы продукции или услуг.

КСТАТИ
В войне за чистоту СМС-сообщений не обойтись без помощи «сильной артиллерии»: поддержки государства. Так, в Совете Федерации разработан долгожданный проект закона по борьбе с массовыми рассылками СМС-рекламы. Так что «последний бой» не за горами. А у отправителей спама есть еще время сдаться по-хорошему.

ФАКТ
Cлово SPAM появилось в 1936 году. Первоначально оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов одной из американских компаний. Навязчивая реклама этого продукта в послевоенное время сделала его название синонимом агрессивной торговли