Александр АНЦУПОВ: «Мне приятно, что я один из тысяч»
Три недели назад наш земляк Александр Анцупов отметил необычный юбилей — день вручения высокой награды. 70 лет назад ему, молодому парню, было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом будущего года предстоит отметить новую, более весомую дату — 90 лет со дня рождения, девять десятков полных событиями лет. История ветерана так богата на детали, что впору сравнивать ее с мини-энциклопедией ушедшего века. Мы встретились и поговорили с ним о войне, мире и прошлом русской деревни.
О последнем Александру Яковлевичу, конечно, тоже есть что рассказать. В Новосибирск вместе с женой он переехал меньше года назад. До этого несколько лет они прожили в Коченёво, но родина, душа, признается наш собеседник, — это село Федосиха: «Там начало начал, оттуда вьется моя тропка».
О чем расскажет старая икона
Первое воспоминание — о семье, почти домостроевском детстве. Одну за одной, бережно берет ветеран с полки шкафа старые фамильные иконы. Потемневшие от времени лики помнят голоса многих его родных...
— Вся семья: десять детей и двое взрослых — у нас была очень верующая. Каждое утро, помню, мать будила всех, мы вставали на коленочки и читали молитвы, — рассказывает Александр Яковлевич.
После общения с Богом — завтрак. Ели деревянными ложками из общих чашек. Работы, особенно летом, было очень много.
— Тогда ребята не мучились вопросом, чем себя занять, — продолжает собеседник. — Мы ездили на корове за дровами, заготавливали бурьян, полынь, лебеду и лопух — всем этим можно было зимой согреться.
Все обязанности были распределены: уборка по дому, полив, кроме того, старшим нужно было присмотреть за младшими братишками и сестренками. Но хватало времени и на игры.
— Мы играли в чику, казаки-разбойники. Почти на каждом дворе в Федосихе ставили качели, а зимой заливали горки, — рассказывает Александр Яковлевич. — Еще одна зимняя забава — охота. Ребята, те, кто умел, ставили петли на куропаток и зайцев, их в тридцатые — сороковые годы было много. Мороза не боялись. Сколько помню себя, всегда гулял без шарфа и вечно пуговицы верхней не было. Только пришьет мать, а я снова ее куда-то посеял...
В общем, не было детям скучно в деревне. К тому же Иван, старший брат Александра, играл на гармошке: во дворе возле их дома часто собирались компании.
Триумф прицепщика и отцовские лапти
Школу-семилетку герой нашего материала окончил в 1940 году. Потом сразу устроился в совхоз. Этот период жизни также был наполнен трудом и неприхотливыми деревенскими забавами.
— Помню, мы, ребята, возили на лошадях горючее, — рассказывает Александр Яковлевич. — По две бочки по 200 литров закатим на брички и везем на полевые станы, где заправляли технику.
Самым любимым временем для молодых парней и девчат в те годы был сенокос.
— Мы уезжали в поле, разбивали лагерь, строили шалаши, — вспоминает наш собеседник. — Утром по росе косили, а затем сгребали сено.
Прогресс молодым парням представлялся в образе хитрых механизмов.
— Очень нас, сельских ребят, тянуло к технике. До сих пор вспоминаю то чувство радости и гордости, когда меня поставили прицепщиком на весновспашке, а осенью — штурвальным на комбайн «Коммунар», — рассказывает Александр Яковлевич. — Комбайнером у нас был Василий Черненко, грамотный, хороший механизатор. Работая с техникой, он всегда был чисто и опрятно одет и не выражался. Он был для нас образцом для подражания и учил делать все так, чтобы не приходилось переделывать.
Этому парня учил, конечно же, и главный его наставник — отец Яков Тимофеевич, участник Первой мировой и Гражданской войн. Он, рассказывает наш собеседник, был трудолюбивым и очень добросовестным. На досуге любил плести лапти.
— Сибиряки лапти не носили, а вот переселенцы, как говорили раньше, рассейские заказывали отцу лапти, — рассказывает Александр Яковлевич. — Отец их плел не из лыка, а из витой конопляной веревки. Так и жили мы в труде и заботах, но тут грянула война. Началась мобилизация.
Он говорил нам: «Бейте по-сибирски!»
— Мне в тот год, когда Германия напала на нашу страну, не было и семнадцати лет, — вспоминает Александр Яковлевич. — В первый же день пошел в военкомат. Там длинная очередь — пробиться к нему не смог. Один работник военкомата взял мое заявление и пообещал прислать повестку. Несколько раз потом приходил к нему, но всегда получал уклончивый ответ: мол, когда надо, вызовем. Потом он не выдержал и сказал: «Слушай, юноша, а разве хлеб растить — это не фронт? Каждый пуд хлеба, каждый центнер молока тоже оружие. Иди и работай, без вызова не приходи».
Мечтой нетерпеливого парня было как можно быстрее попасть в действующую армию. Сбылась она только в 1942 году:
— По направлению односельчан я приехал в Новосибирск на завод, который отправляет меня на работу в подсобное хозяйство «Оловопродснаб» в Коченёвский район, а оттуда в 1942 году 12 октября коченёвским райвоенкоматом я был призван в ряды Красной армии.
Александр был направлен для обучения военной специальности в полевую школу в город Куйбышев, где готовили младших командиров. После освоения курса молодого бойца и принятия присяги его зачислили в первую роту батальона учебного полка. Курсанты батальона готовились стать командирами стрелковых отделений и снайперами.
В конце февраля 1943 года Александр получил звание младшего сержанта. Весь выпуск готовился к убытию в действующую армию.
— Перед отправкой на фронт мы встречались с командующим Западно-Сибирским военным округом генералом-лейтенантом Медведевым, — вспоминает Александр Яковлевич. — Помню, он говорил нам: «Бейте по-сибирски!»
Огонь, вода и красные знамена
Впервые лицом к лицу с врагом герой нашего материала встретился на Орлово-Курской дуге в июле — августе 1943 года.
Александр Анцупов, знаток военной истории, напоминает нам детали того страшного лета:
— Контрнаступление войск Западного и Брянского фронтов на Орловском направлении началось 12 июля, а Центрального фронта — 15 июля. На левом крыле Брянского фронта была введена в бой вместе с другими резервами и наша 3-я гвардейская танковая армия. В ненастную, дождливую ночь 14 июля мы были подняты по тревоге и начали движение на заданный рубеж по полному бездорожью. Двое суток продолжался изнурительный многокилометровый марш.
В один из таких тяжелых военных дней Александр чуть было не погиб в огне...
— Экипаж, в составе которого я участвовал в сражениях, шел по заболоченному лиману реки. На подступах к реке наш танк был подбит, — вспоминает Александр Яковлевич. — На мне загорелось обмундирование. Я прыгнул в воду и тем самым спасся от неминуемой гибели.
После тех боев Александр был зачислен в звании младшего сержанта в 1-й мотострелковый батальон 69-й механизированной бригады с отделением автоматчиков, в 9-й мехкорпус, и был назначен командиром танко-десантного разведывательного отделения.
«Утром появятся немцы. И будет бой»
Сколько лет прошло, а Александр Анцупов помнит, кажется, каждую деталь.
— Безграничная степь с разбросанными по ней сечами, деревнями, садами, рощами, — описывает он места расположения корпуса. Здесь же, в этой главе его личной книги памяти, — фрагмент о вручении бригадам красных знамен: «Принимая их, командиры бригад вставали на колено, целовали край красного полотнища и клялись не щадить своей жизни…»
Впереди Александра ждало серьезное испытание, за которое он потом и получит звание Героя. 22 сентября 1943 года он первым на подручных средствах переправился через реку Днепр.
— Берег встретил густой темнотой, горьковатым запахом полыни, — вспоминает наш собеседник. — Черная глухая круча, поросшая кустарниками, возвышалась до самых звезд. Где-то справа и слева отдаленно простучали пулеметы. Каждый знал — утром появятся немцы. И будет бой...
Сегодня бои и ранения (от одного из них Александр чуть было не лишился зрения) давно в прошлом. Пронеслись и десятилетия мирной трудовой жизни, почти тридцать лет Александр Анцупов проработал в системе потребительской кооперации. Но маячком, светящимся изнутри, горит в памяти ветерана простая, но верная мысль: «Мне приятно осознавать, что я один из тысяч солдат, которые победили, а значит, отстояли честь нашей страны».
СПРАВКА
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Александру Яковлевичу Анцупову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Также он награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени и медалями, среди которых есть и медаль «За отвагу».
КСТАТИ
В Российской империи до Октябрьской революции 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечали как День георгиевских кавалеров. В этот день в 1769 году российская царица Екатерина II Великая учредила военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшую воинскую награду империи.