Литература или конъюнктура?
В областном центре прошел всероссийский литературный фестиваль
Приучать ребенка читать надо своим примером. Если родители книгочеи, то чадо, скорее всего, тоже будет вовлечено в этот процесс. Участники Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» в Новосибирске, взрослые и детские писатели, поэты и переводчики, с этим абсолютно солидарны: невозможно ребенка заставить любить книги, культуру чтения можно только привить, лично демонстрируя его младшему поколению.
Немного истории
Всероссийский фестиваль «Белое пятно» — достаточно масштабное литературное явление для Новосибирской области, и не только для нее. В течение нескольких дней здесь происходят многочисленные творческие встречи, поэтические соревнования, беседы и споры о литературе, поэзии, писателях, их аудитории и о множестве других интересных тем. Участвовать могут писатели и поэты всех степеней известности, литературных жанров и тематических направлений, главное условие — быть неравнодушным к отечественной и зарубежной литературе и всему, что с этим связано.
Стартовый фестиваль «Белое пятно», посвященный жанру фантастики, прошел в Новосибирске еще 19 лет назад. Тогда в его рамках состоялись концерты, аукционы, спектакли, семинары, вечера памяти, встречи издателей, а также конкурс текстов. В жюри вошли такие «мамонты» современной фантастики, как Кир Булычёв, Владислав Крапивин, Михаил Успенский, Геннадий Прашкевич. Начинающие авторы могли поучаствовать и в литературном конкурсе, и в аукционе книг и рукописей, а издатели — изучить лучшие конкурсные произведения. И, конечно же, читатели увидели воочию своих кумиров и задали им все интересующие вопросы. Родоначальниками фестиваля стали Евгений Носов, Михаил Миркес и другие новосибирские авторы-фантасты.
В 2010 году фестиваль расширил свои границы: его мероприятия стали затрагивать все литературные жанры. Там можно было увидеть таких звезд всероссийского масштаба, как Михаил Тарковский, Захар Прилепин, Артур Гиваргизов, Владимир Костин, Михаил Щукин. Среди участников были политолог Сергей Кара- Мурзатак и генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева. Частью программы стали традиционные встречи с писателями, презентация проекта «Большое чтение», литературная конференция «Союз новаций и традиций в литературном пространстве» и другие интересные события.
Литература плюс кино
Фестиваль нынешнего года также не обошелся без новшеств. Во-первых, нестандартное для формата «Белого пятна» мероприятие — чемпионат по чтению вслух «Открой рот!» — новосибирская задумка, впервые стартовавшая в 2011 году. За все время существования мероприятия отборочные турниры проводились в самых разных городах Сибири, но в этом году он обрел действительно всероссийские масштабы: участников отбирали в Перми, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Во-вторых, неожиданной, но приятной изюминкой события стал фестиваль авторского короткометражного кино «120 часов» — состязание между любителями и профессиональными кинематографистами. Чтобы все участники оказались в равных условиях, тема для съемки короткометражного фильма выдавалась непосредственно перед стартом. Сто двадцать часов, заявленные в названии, — время, которое должны занять съемки фильма от написания сценария до финальных титров.
На протяжении всего литературного события прошли многочисленные встречи жителей города с полюбившимися писателями, а завершил все поэтический марафон, в котором участвовали авторы почти со всей Новосибирской области: из Бердска, Колывани, Черепаново, Тогучина, Болотного, Искитима, Карасука, Коченёво и Мошково.
Доброе, мудрое, вечное…
Темы, затронутые на фестивале, оказались на удивление живыми и актуальными. Проблемы, которые обсуждались во время круглого стола «Если бы я был детским писателем…», тоже были достаточно злободневны и животрепещущи: насколько конкурентоспособна российская литература, читательские компетенции современных детей, основные каналы коммуникации детских писателей и их аудитории. Писатели и поэты на время забыли, что они маститые и именитые: они искренне вспоминали, какими книжками зачитывались в детстве, делились информацией, какое произведение бы написали, будь они детскими писателями, пытались подвести некий итог — что же представляет собой детская литература сегодня и какой она должна быть.
Как рассказала директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий Лада Юрченко, после посещения книжных магазинов Новосибирска она выяснила, что в основном на полках преобладают книги переводных авторов. Имеет ли здесь место некий литературный конфликт отечественной и зарубежной литературы?
— В девяностые годы издательское дело остановилось, читать стало нечего. Тогда-то и появилось издательство «Самокат», которое стало выпускать книжки зарубежных авторов. Я очень благодарен «Самокату», потому что он в тот момент восполнил этот дикий дефицит детского чтива, — поделился воспоминаниями детский писатель и поэт Сергей Махотин. Он не считает иностранные сказки и повести чем-то крамольным для пытливых умов подрастающего поколения, лишь бы эта литература учила их доброму и вечному.
Кто-то из классиков сказал, что хорошая детская литература — та, которая интересна всей семье. В нашем детстве это были «Три мушкетера», «Робинзон Крузо» и многие другие произведения. Такие книги передавались из рук в руки. Сейчас изменились реалии, изменилось издательское дело, стали другими дети. Книги больше не выходят огромными тиражами, как раньше. Семь — десять тысяч экземпляров — стандартный современный тираж.
— Я не знаю никого из новосибирских детских писателей. Пишу сама по себе, — говорит детская писательница из Новосибирска Анна Анисимова. Похоже, она — сегодня единственная в городе, кто творит для малышей. Анну очень хвалили питерские и московские именитые авторы, по окончании круглого стола вокруг нее сразу же собралась группа желающих сфотографироваться с местной знаменитостью, а также разузнать, где в городе можно купить ее книги.
Вместе с интересами детей меняются литературные тексты, уступая место более современным тематикам, уходят в прошлое иллюстрации, впрочем, вместе с самими бумажными книгами, уступая по удобству и мобильности новомодным гаджетам — планшетам, электронным книгам, айпадам. Но главным остается одно — книги продолжают писать, появляются новые хорошие авторы, а дети по-прежнему читают, хоть и в значительно меньшем количестве, чем раньше.
СПРАВКА
Авторы этого года: Евгений Водолазкин, Максим Амелин, Алексей Алехин, Алексей Балакин, Сергей Махотин, Михаил Яснов, Андрей Аствацатуров, Василий Авченко, Владимир Костин, Андрей Фролов, Михаил Щукин, Юрий Татаренко.
ФАКТ
В 20-х числах ноября в течение трех дней в холле Новосибирской научной библиотеки работала обзорная ярмарка книжных новинок от Альянса независимых книгоиздателей и книгораспространителей по Сибири и Дальнему Востоку