Дмитрий МАЛИКОВ: «Хочу быть исключением»
За двадцать пять лет выступлений на эстраде Дмитрий МАЛИКОВ не раз бывал в Новосибирске. Но этот приезд очень сильно отличался от всех предыдущих: во-первых, Маликов приехал не с эстрадными песнями, а с инструментально-классической программой PIANOMANIЯ, во-вторых, провел благотворительный мастер-класс для учащихся музыкальных школ.
Счастливая случайность
Социально-образовательный проект Маликова «Уроки музыки» прошел уже в 58 городах страны. На этом необычном мастер-классе дети являются не только зрителями, но и сами активно участвуют в представлении. В Новосибирске они вместе с Дмитрием музицировали, исполняли инструментальные пьесы и песни. А музыкант всерьез делился с юной аудиторией секретами профессии и историями из своей творческой жизни — забавными и поучительными.
Я бы сказала, что «Уроки музыки» — это и концерт, и лекция, и спектакль, и свободное общение с детьми. В конце встречи начинающие музыканты получили еще и ценные подарки от Дмитрия — айпады.
— Как и кому пришла идея проекта «Уроки музыки»?
— Этот проект у меня родился спонтанно. Я был на гастролях на Севере, и руководство одного из городов сказало мне: Дима, мы тебя очень любим, уважаем как артиста, у нас есть такая просьба — помимо концерта днем заехать к ребятишкам в музыкальную школу и позаниматься с ними, пообщаться. Я подумал и согласился. Тот визит запомнился: я понял, что есть в этом некая миссия, есть необходимость, чтобы у детей, которые занимаются музыкой, был пример и была возможность побывать на подобном мастер-классе. Чтобы лишний раз убедиться в том, что занятия музыкой — вещь очень важная, нужная. К сожалению, сегодня отрасль дополнительного музыкального образования в России находится на грани катастрофы. Детские музыкальные школы просто исчезают. Это ведет к тому, что наша страна может лишиться новых специалистов, новых музыкантов, новых преподавателей музыки, в том числе — великих российских традиций исполнительского мастерства…
В результате мы получаем благодарственные письма от глав регионов, где отмечается важность, актуальность и своевременность этой программы для детей. На наш взгляд, поддерживать образование, в том числе и музыкальное, — это лучшие инвестиции в будущее страны. Проведение мастер-классов дает возможность не только стимулировать самих ребят к обучению, но и привлекает внимание представителей власти и бизнеса к проблемам детского музыкального образования.
Самая большая роскошь
— Проект PIANOMANIЯ, который ты показал в ДКЖ и от которого, кстати, в восторге новосибирцы, помогает популяризировать классическую музыку?
— В последнее время заметил тенденцию, что люди готовы воспринимать более серьезную музыку. Мне же сам Бог велел этим заниматься, потому что я много лет своей жизни посвятил музыкальному образованию и всегда старался пропагандировать классическую музыку в формах и в количествах, доступных массовому слушателю. В PIANOMANIЯ, с одной стороны, я реализовал то, к чему шел всю жизнь. С другой стороны, я так много вложил в это души и сил, что чувство некоторой опустошенности не покидает меня до сих пор. Инструментальная музыка — моя отдушина. Если песни заставляют ориентироваться на определенную форму, на зрителя, для которого ты работаешь, то здесь я абсолютно свободен. Я делаю что хочу, это приносит мне колоссальное удовольствие. Вообще, свобода — самая большая роскошь. Ну, а PIANOMANIЯ — очень динамичное и красочное шоу.
— Какие ниши в музыкальной России, на твой взгляд опытного человека, артиста и продюсера, сегодня не заполнены?
— Шоу-бизнес так устроен, что не рассчитан на длинные дистанции. Многие артисты сегодня появляются на сцене на два-три года и исчезают. Но бывают исключения. И мне хочется быть исключением! В инструментальной музыке существует маленькая ниша, и попасть в нее у меня как музыканта шансов гораздо больше, чем как у поп-исполнителя.
— Сегодня поп-музыка, как всем известно, в глубочайшем упадке, там интересного мало. Неужели поле эстрадной музыки настолько переполнено, что нет места новым артистам?
— Люди пресыщены, у каждого человека есть набор своих любимых артистов и песен. Гиперталанты появляются только случайно.
— Возможностей море, а ярких имен катастрофически мало. Фабрик много — певцов нет. Ты как-то сказал, что все эти телешоу интересны рейтингово для каналов, а для тебя в них нет творческого значения. В «Битве хоров» это значение есть?
— Этот проект действительно про музыку. У телевидения, конечно, свои законы. Немножко обидно, что там нет оригинального материала, проект построен на перепевках, и мне как композитору там нет места. Но у песни должны быть грамотная аранжировка и красивая подача. Вот это уже моя задача. В проекте ведь участвуют не профессиональные музыканты, а люди, которые просто любят петь. Я считаю, что музыкальное образование в нашей стране нужно поддерживать, музыкой должны заниматься практически все. Потому что мы гораздо тоньше воспринимаем мир, если впитываем в себя музыку.
Врачуя душу
— Что входит в «должностные обязанности» наставника хора?
— Научить ребят быть командой — раз. Быть хорошими артистами — два. И получить неоценимый творческий опыт — три. Я слежу за качественным исполнением песен. Жаль, что наш хор выбыл из конкурса. Но одну девушку я уже пригласил к себе на бэк-вокал, моя сестра в «Самоцветы» двоих пригласила, еще одного парня я устроил в достойный музыкальный коллектив. Это не по контракту — просто хочу помочь ребятам, потому что голоса мощные.
— Не задумывался: сколько еще будешь выступать на сцене?
— Максимально долго! Сегодня мне очень интересно сочинять. Хочется еще многое написать. Именно инструментальная музыка меня сейчас переполняет. Буду счастлив, если мои произведения смогут стать способом привлечения новой публики к классическому искусству.
— Ты как-то сказал: «Задача музыканта — очищать пространство вокруг себя, вокруг людей, делать мир лучше». Что для решения этой задачи нужно делать и получается ли изменить мир к лучшему?
— Сверхзадача — нести радость людям. Меня волнуют несколько вещей. Во-первых, культурное воспитание молодежи, как бы пафосно это ни звучало. Во-вторых, падающий престиж профессии музыканта. Люди не хотят быть трубачами и скрипачами, а хотят быть юристами и банкирами. Чему есть сугубо экономическое обоснование. Конечно, это проблема. И я хочу лишний раз сказать, как важно любить музыку. Музыка, как ничто другое, очищает пространство. Мы — врачеватели душ. Чем большим душам мы принесем облегчение, тем лучше справимся со своей задачей.
— Ты сейчас много занимаешься благотворительностью. Что-то сильно задело струны души?
— Мне тяжело видеть боль и страдания людей. Я поддерживаю детский дом для слабослышащих детей в Сергиевом Посаде, создал благотворительный фонд. Считаю, что если есть возможность, надо помогать.
КСТАТИ
Тридцать процентов билетов на свой концерт в Новосибирске Дмитрий Маликов раздал детям из музыкальных школ. Еще он возложил цветы на аллее бардов в память о своем друге и соавторе Николае Шипилове (песня «После бала») и побывал в Художественном музее, где был впечатлен коллекцией картин Рериха.
ФАКТ
Благотворительный фонд содействия решению социальных, медицинских, культурных и образовательных проблем населения «Проникая в сердце» основан по инициативе народного артиста России Дмитрия Маликова в феврале 2011 года. Основная его задача — реализация проектов и программ, направленных на комплексное решение проблем профилактики, лечения и реабилитации инвалидов и детей, страдающих тяжелыми заболеваниями