Моя семья. Мой город. Моя жизнь
Сегодня Артур Михайлович Краснопольский, заместитель председателя горисполкома Новосибирска (1967 — 1982 годы), вместе с родными и друзьями отмечает юбилей — 80 лет со дня рождения. О чем они вспоминают в эти дни и не забудут никогда?..
По роду своей деятельности автору этих строк не раз доводилось знакомиться с личностями, которые удивляли своим умением поднять, организовать людей, так поставить для них задачи, чтобы они были готовы безусловно выполнять их.
Конечно, образование, воспитание — все это чрезвычайно важно, потому что именно от этих факторов люди становятся либо классными руководителями, либо премьер-министрами. Но заложенные в них природные качества различимы в самом раннем возрасте.
Он знал каждый болт в «лицо»
— Я уверена, что родители Артура Михайловича сразу увидели в нем неординарную личность: назвать ребенка Артуром в 30-е годы — это было обозначением смелого жизненного курса, — так считает бывшая коллега Ольга Молчанова (ныне — ректор Новосибирского госуниверситета экономики и управления). Для нее Краснопольский остается учителем, с которого берут пример не только исполнения своего долга, но и позиционирования себя в обществе.
Артур Михайлович вместе с юной женой Еленой Николаевной приехал в Новосибирск по распределению после завершения учебы в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Глава семьи начал свою карьеру дорожным мастером восточной части станции Новосибирск-Главный. «Он знал каждый болт в «лицо», — шутили в то время его коллеги. Дотошный профессионал в своем деле, он легко стал и душой компании. Выпускник музыкальной школы (освоил ее курс за три года), организатор студенческого квартета всегда стремился расширять круг общения, понимая, что контакты с людьми должны быть «объемными» — тогда и взаимопонимание на всех уровнях обеспечено.
Его «путейский» путь
Его «путейский» путь был недолог, столь яркую личность, органично вхожую в любой коллектив признанным лидером, вскоре заметили.
— В 30 лет он возглавил Железнодорожный райисполком, вскоре стал заместителем председателя Новосибирского горисполкома Ивана Павловича Севастьянова, который создал великую команду управленцев, — вспоминает Борис Прилепский (ныне депутат Заксобрания Новосибирской области).
По его мнению, «все магистральные пути, перспективные проекты, которые и сегодня определяют облик города, были заложены именно в то время».
Но на это у «великой команды управленцев» ушли не просто годы труда, а годы жизни.
Работа была всегда срочной и неотложной
— Бывало, сидим на спектакле в оперном, к нам тихо-тихо кто-то подходит и так же тихо уводит моего мужа в рабочий кабинет или непосредственно на строительную площадку, — вспоминает Елена Николаевна. Она всегда с пониманием относилась к заботам супруга, потому что и сама трудилась в «Сибгипротрансе» главным инженером проекта. Эта работа тоже была всегда «срочной и неотложной». Кстати, за проектирование, строительство и эксплуатацию правобережной станции очистки воды большой «скооперированный» из разных отраслей коллектив, в числе которого и Елена Краснопольская, был удостоен премии Совета министров СССР.
Любая техническая система начинается с проектирования, и как дань этому добросовестному труду мы сегодня должны вспомнить людей, благодаря которым центральная часть города до сих пор бесперебойно снабжается чистой водой.
Отсчет «метровремени»
Вот что вспоминал один из метростроевцев Александр Журавлёв:
— В марте 1979 года группа в составе руководства «Ташметростроя», в которую входил и я, тогда заместитель главного инженера Тоннельного отряда № 2, была приглашена в Новосибирск председателем Новосибирского горисполкома Иваном Павловичем Севастьяновым для организации строительства метро.
Уже на следующий день нашего пребывания в городе первым моим знакомым стал Краснопольский.
Однако отсчет «метровремени» начался задолго до этого знакомства.
— Сейчас трудно в это поверить, но при недостатке специальной техники город засыпало снегом так, что люди выходили из трамвая, чтобы «откопаться» и следовать дальше, — вспоминает Артур Михайлович. Он сразу зажегся идеей строительства метро и с жаром принялся за ее претворение в жизнь. Но местечковым энтузиазмом вряд ли удалось бы убедить Совет министров СССР, нужно было грамотное технико-экономическое обоснование. А подкрепить впечатление от документа удалось во время визита высокой правительственной комиссии, прибывшей в Новосибирск.
Одним из носителей идеи метро назвал Краснопольского Михаил Фёдорович Жиганов (ныне — член правительства — руководитель департамента организации управления администрации губернатора и правительства Новосибирской области). Артур Михайлович смеется: если от слова «носиться», то это правда.
Прикосновение к событию
— Это было прикосновение к одному из великих событий городской жизни, которые навсегда останутся в нашей истории, — свое мнение Жиганов аргументирует тем, что зампред горисполкома, кроме всего прочего, остро ощущал свою личную ответственность за обеспечение шестисот тысяч трудящихся Новосибирска возможностью свободного передвижения.
Автор этих строк может тут вставить и свои «пять копеек»: студентами мы из центра, где жили, поехали вечером в кинотеатр «Аврора». После сеанса не могли дождаться автобуса, еле-еле поймали грузовик, в кузове которого чуть не замерзли, пока пересекали мост.
Все новосибирцы старались устроить свою жизнь так, чтобы не нужно было ехать через мост. Он при наших морозах и плохо отапливаемых автобусах-трамваях был почти непреодолимой преградой, угрозой здоровью, а то и жизни. Кто помнит это, подпишется под словами о великом событии — метрострое.
Еще одна великая стройка
Еще одна великая стройка уже ждала своего начала — Сибирское отделение ВАСХНИЛа, поселок Краснообск уже был в проекте.
— Половина срока этого строительства я работал с Артуром Михайловичем. И за все время ни разу не видел, чтобы он вышел из себя или повысил на кого-то голос, — вспоминает «первостроитель» Николай Омельченко.
Цена этих слов понятна любому человеку, пытавшемуся не то чтобы руководить большой стройкой, а хотя бы построить маленькую собственную дачку.
Лучшим своим учителем Краснопольского называют люди разных поколений, отмечая как особый дар видеть любое дело не просто в перспективе, а объемно. Уметь различать людей так, чтобы каждый обрел свое место в любом проекте и с максимальной эффективностью занимался реализацией своей части общего дела.
— У большинства людей мышление линейное или плоское. У Краснопольского — трех-, нет, четырехмерное, — шутили его друзья.
Ценность номер один — семья
Работа, признание в среде профессионалов, любовь близких — комплект, к которому стремится каждый из нас. И кажется, что самые успешные люди на первое место всегда ставят карьеру, работу. Артур Михайлович первое место в парадигме личных ценностей отводит семье. Это самая дорогая его «стройка». И надо отдать должное — тут он сам проектировщик, архитектор и прораб.
— Я не помню, чтобы отец меня воспитывал, — говорит дочь Ирина. — Своим образом жизни, своими привычками и отношением к работе, окружающему миру, людям он сформировал мое мировоззрение.
— Семья вложила в меня как-то незаметно все самое лучшее, и я этим очень дорожу, — признается внук Иван.
— Для меня Артур Михайлович стал примером отношения к семье, сослуживцам, к своему профессиональному и творческому росту, примером глубокой порядочности во всем, — зять Сергей считает, что ему повезло с тестем.
Какая музыка в душе
Далеко ушли те студенческие вечеринки, на которых гитарист-красавец Артур выступал со своим квартетом. Сегодня целая стена большой гостиной занята коллекцией струнных и прочих инструментов: домра, скрипка, балалайка, мандолина, барабан и бубен… Ко всему прикоснется теплая рука хозяина, тронет тихо струну — и зазвучит никогда и никем не забытое…
Потому что, по большому счету, все достижения человека определяет тот уровень культуры, та объемная сфера его духовной жизни, которая остается приватной, отличительной чертой единственного ее обладателя. Она и создает силу притяжения, консолидируя вокруг себя тех, кто разделяет эти ценности, дорожит ими, возводя в ранг общественных регуляторов.
ФАКТ
Еще в 1923 году «Советская Сибирь писала: «...скоро начнется засыпка оврагов в Ельцовке». В 1948 году было издано постановление Совмина об их засыпке. И только в 70-е годы этот замысел удалось реализовать: 40 тысяч новосибирцев переселились в благоустроенные квартиры. Овраги не засыпали, а замывали — этот способ как наиболее дешевый подсказал первый зампред Совмина РСФСР Михаил Яснов. Его роль в строительстве метро также была решающей