USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сергей Тарасов. Нелёгкий путь чемпиона

Инна ВОЛОШИНА
Фото с сайта http://fotki.yandex.ru/users/sergeshlykov
Фото с сайта http://fotki.yandex.ru/users/sergeshlykov

В девяностые годы он был одним из сильнейших биатлонистов планеты, а сегодня занимается возрождением детского спорта

Наш знаменитый земляк биатлонист Сергей ТАРАСОВ, олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, выбран в команду тех, кто понесет факел первой российской зимней Олимпиады.

Первый наставник
— Сергей Петрович, многие из тех, кто составляет элиту большого спорта, начинали заниматься физкультурой с раннего детства, ведь все идет из семьи. А вы? Занимались ли спортом в вашей семье?

— Я родился в селе Староалейское Алтайского края. Это в 20 километрах от города Змеиногорска. Семья наша была простая: отец работал водителем, мама — продавцом. Как и многие в деревне, мы держали большое хозяйство: у нас были коровы, свиньи, куры, огород. Я в семье самый младший. Когда я подрос, старшие братья уже жили своей жизнью, родители, естественно, работали. А это значит, что все хозяйство было на мне. То есть как минимум дважды в день нужно было прибрать за скотиной и задать ей корму. Ну и школу, конечно, никто не отменял. Так что свободного времени у меня особо не было. Но в том, что я рано приучился к труду, есть и свои положительные моменты. Я был очень активным, самостоятельным, быстро научился планировать свое время, ведь мальчишке хочется и поиграть, и погулять. Да мало ли интересных занятий!
Ну и, конечно, свою роль сыграла школа. Сейчас об этом как-то подзабыли, но в советское время была выстроена очень хорошая система спортивной подготовки. Взять хотя бы уроки физкультуры. К ним тогда относились очень серьезно, без формализма. Зимой были сдвоенные уроки, и мы обязательно ходили на лыжах. Вечерами частенько приходили в школу, чтобы поиграть в волейбол или в футбол. А мне еще и очень повезло с учителем физкультуры. Наш физрук все делал, чтобы увлечь ребятишек, привить им любовь к спорту.

— Когда начали заниматься спортом всерьез?

— Достаточно поздно. Я окончил восьмой класс, у нас в селе открылась секция биатлона. До этого такая секция была только в Змеиногорске. Именно тогда познакомился со своим первым тренером Владимиром Николаевичем Сапрыкиным. До сих пор считаю его самым главным своим наставником. Именно благодаря Владимиру Николаевичу я со временем смог подняться на олимпийский пьедестал.

Это очень простой и добрый человек, он всей душой переживал за каждого из нас, мальчишек. Я не помню, чтобы он когда-то на кого-нибудь кричал или хотя бы повышал голос. И еще он никогда не врал. Для нас это было очень важно, ведь дети и подростки весьма тонко чувствуют малейшую фальшь. Владимир Николаевич всегда заботился о нас. Бывало, бежим мы по трассе, а он едет сзади на своей машине, везет нам напитки. Морсы из своего варенья делал специально для нас…

— Как вы пришли в большой спорт?

— После окончания школы я поступил в Барнаульский педагогический институт, два года проучился там. Так же, как все остальные студенты, каждый день ходил на лекции, сдавал экзамены. Посещал и биатлонную секцию, но тренер не уделял мне много внимания, фактически приходилось тренироваться самостоятельно. Как-то я выступил на институтских соревнованиях (спорт тогда был в большой чести) и показал хороший результат. Меня пригласили в Центральный совет спортивного общества «Буревестник». Именно это общество тогда занималось студенческим спортом.

Можно сказать, что именно с этого момента началась моя спортивная карьера. Меньше чем через год я выиграл чемпионат России среди юниоров. В 1984 году меня призвали в армию, так я попал в ЦСКА. В 1988 году приняли в сборную СССР. Потом, когда Советский Союз распался, команда стала сборной СНГ.

Смерти вопреки
— В 1994 году на Олимпиаде в Лиллехаммере вы стали чемпионом, одержав победу в индивидуальной гонке на 20 километров. Какими, на ваш взгляд, качествами надо обладать, чтобы стать олимпийским чемпионом?

— Этот вопрос часто задают. Конечно, на эту тему можно говорить долго, но, с моей точки зрения, главным является умение преодолеть собственную лень. Ведь тренироваться приходится в прямом смысле с утра до вечера. Немногие это выдерживают психологически. Надо смириться с мыслью, что если ты поставил себе цель, то уже не можешь жить обычной жизнью, как другие люди. Большой спорт — это колоссальные нагрузки, как физические, когда каждая клеточка твоего тела буквально вопит от усталости, так и моральные, поскольку тебе приходится месяцами жить в отрыве от семьи, от близких. Откровенно говоря, это противоестественно. Но ты все равно идешь на это.

— Вы в своей жизни одержали немало славных побед. Наверняка какая-то из них вам наиболее дорога.

— Как вам, наверное, известно, в 1992 году я перенес клиническую смерть. Многие полагали, что на этом моя спортивная карьера закончится. Но я не мог с этим смириться и приступил к тренировкам. Спустя достаточно короткое время, буквально через несколько месяцев, проходили отборочные соревнования в сборную России по биатлону. Я решил участвовать в них. Мне поставили очень жесткое условие: чтобы попасть в сборную, я должен был войти на отборочных соревнованиях в тройку лидеров. А ведь на тот момент еще года не прошло с момента клинической смерти.

На первой гонке я пришел 25-м из 75 участников. Безусловно, для меня это уже была огромная победа, но чтобы попасть в сборную, этого мало. И вот осталась одна, самая последняя, гонка на дистанции десять километров. И я ее выиграл! Это означало, что я снова в сборной команде России. Не передать словами, что я тогда чувствовал. Вернулся в большой спорт, все-таки смог это сделать. Эта победа самая дорогая для меня.

О предназначении
— Многие великие спортсмены, уйдя из большого спорта, выбирали для себя самые различные сферы деятельности — кто-то занимался политикой, кто-то бизнесом. Вы выбрали карьеру тренера. Почему?

— Я пришел к этому решению далеко не сразу. Закончил свою спортивную карьеру в 1998 году, а тренером стал только в 2008-м. За эти десять лет перебрал немало занятий, бизнесом пытался заниматься, некоторое время был президентом барнаульского хоккейного клуба «Мотор». Я очень люблю хоккей и сам в него играю. Но потом пришло понимание, что лучше все же заниматься тем, о чем ты больше всего знаешь, в чем больше всего разбираешься. Для меня это биатлон. Так я пришел в детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва.

Со временем я понял, что гораздо важнее возродить саму систему детского спорта, которая была в СССР. Вспомните, тогда в каждом дворе была хоккейная коробка и спортивная площадка, при каждой школе действовало как минимум несколько спортивных секций. И в городах, и в сельской местности обязательно были детско-юношеские спортивные школы, где тренировали талантливых ребятишек, будущую спортивную гордость страны. Можно сказать, что тогда абсолютно все дети имели возможность заниматься спортом, для этого были созданы все условия. Потом все это было утрачено. Нет, спортивные школы никто не закрывал, просто прекратилось финансирование.

Сейчас, по моему глубокому убеждению, эту систему необходимо восстановить. Именно этим я и занимаюсь. Наверное, таково мое предназначение.

— А ваши дети занимаются спортом? Пример отца их не вдохновил?

— У меня есть дочь, ей 23 года. Она блестяще окончила факультет журналистики Новосибирского государственного университета, сейчас занимается наукой. Надеюсь, что ее карьера сложится успешно. Спортом она никогда особенно не занималась, да, откровенно говоря, я и сам этого не хотел бы. Уж очень это тяжело, особенно для женщины, будущей матери.

— Какие чувства вы испытали, когда узнали, что вас выбрали для участия в эстафете олимпийского огня?

— Конечно же, глубочайшую радость и гордость. Считаю, что это величайшая честь для спортсмена — нести олимпийский факел. Но, с другой стороны, к ощущению счастья прибавляется и толика горечи. Я уверен, что олимпийский огонь должны нести лучшие люди страны, например олимпийские чемпионы, Герои России… А у нас кто? Я глубоко убежден, в олимпийском движении в принципе не должно быть коммерческой составляющей, иначе сама его идея просто теряет смысл. Это мое мнение.

— Вы поедете в Сочи болеть за наших? Какие соревнования планируете посетить в первую очередь?

— На Олимпиаду поеду обязательно, уже получил приглашение. Конечно, постараюсь увидеть как можно больше, но в приоритетах у меня биатлон и хоккей. Как я уже говорил, хоккей — моя давняя любовь, меня очень интересует этот вид спорта. Заранее желаю нашим ребятам удачи!