О городе и царственных особах
На «Царь-выставке» в честь 400-летия дома Романовых собрались «аристократические сливки» Новосибирска
В Музее города Новосибирска аншлаг. Дамы в длинных платьях, мужчины в старинных военных мундирах, мальчик в гимназической форме, музыка начала XX века — при входе в выставочный зал создается ощущение, что попал на светский раут давних лет или слет аристократических львов и львиц.
Приуроченная к празднованию 400-летия дома Романовых выставка, полностью посвященная этой царственной семье, по словам организаторов, призвана не только немного освежить историю в сознании новосибирцев и сделать им своеобразный подарок, но также отдать дань памяти знаковой для наших предков, жителей Новониколаевска, особе — императору, чьим именем 120 лет назад окрестили город.
Экспозиция сравнительно маленькая — занимает одну комнату. Но посмотреть есть на что: тут и фарфоровая кукла прошлого века, и чудом сохранившееся мыло ручной работы, медали, памятные монеты, платки с императорской монограммой, редкой красоты шкатулки, просвечивающие на свету тончайшие фарфоровые тарелочки с портретами Николая Второго и его супруги Александры Фёдоровны, чудом сохранившиеся пожелтевшие рукописи из первой новониколаевской женской гимназии, где подробнейшим образом описывается подготовка к празднованию 300-летия дома Романовых, и даже кусок старинного железнодорожного рельса — как воплощенный в металле символ Транссибирской магистрали.
— Я коллекционирую предметы старины. Внезапно обнаружил, что мне очень часто попадаются вещи и предметы, связанные так или иначе с августейшей семьей. Вот и сейчас хожу по выставке и вижу, что множество экспонатов — из моей коллекции, — попутно рассказывая об экспозиции, повествует новосибирский коллекционер, председатель Фонда по изучению и пропаганде истории города имени Н.П. Литвинова Станислав Савченко.
Станислав Алексеевич настолько погружен в тематику, что о каждом экспонате может говорить буквально часами, время от времени давая исторические справки и вспоминая презабавнейшие истории, связанные с императорской семьей. По его словам, рукописи, чудом сохранившиеся в архивах первой женской гимназии Новониколаевска, просто бесценны: ведь именно благодаря им мы можем не только почитать записи о жизни в этом учебном заведении, но и ознакомиться с точной денежной сметой и списком мероприятий, предназначенных для празднования 300-летнего юбилея царственного дома. Глядя на эти ветхие потемневшие страницы, выцветшие чернила и витиеватый почерк, невольно проникаешься духом времени, и кажется, что даже через стекло витрины ощущается запах пыли и полуистлевшей бумаги.
Любимец города
Последний российский император Николай II, как известно, был любимцем жителей города, названного в его честь. Ведь именно Транссиб, или Великий сибирский путь, официальное строительство которого началось 19 мая 1891 года близ Владивостока и на закладке которого присутствовал будущий император, тогда еще цесаревич Николай Александрович, можно сказать, дал нашему городу путевку в жизнь и позволил ему так быстро развиваться и расти. Благодаря алтайской железной дороге город стал перекрестком сибирской торговли.
Второй немаловажный факт: после большого пожара в 1909 году император выделил деньги на восстановление Новониколаевска, а также на строительство «крячковских школ», благодаря которым город вскоре превратился в просвещенный центр. Свою особую любовь к Николаю II горожане проявили и тогда, когда весной 1917 года за подписание отречения Николая II от престола лишили звания первого почетного жителя города министра Фредерикса.
— Мы хотим, чтобы эта выставка приоткрыла жителям мегаполиса небольшую часть тех событий, которые создавали Новониколаевск и незримо соединяли столицу Российской империи и маленький провинциальный городок, — прокомментировала открытие выставки ее куратор Ирина Хлебникова.
Дамы и господа
Подробный осмотр экспонатов и чтение архивных документов невольно переносят присутствующих в далекие времена, и поэтому фигуры в зале, одетые в старинное платье, не вызывали недоумения. При взгляде на статных мужчин в военных одеяниях николаевских времен становилось понятно, что именно так они и должны выглядеть и, возможно, таким же примерно был и император.
Посетители прибывали с каждой минутой. Дамы и кавалеры, встретив знакомых, радостно обнимали друг друга и троекратно расцеловывались на старинный русский манер. Атмосфера в музейном зале царила крайне аристократическая. Слегка выбивались из нее несколько, видимо, случайных экскурсантов, выглядевших достаточно растерянно, и рассматривавший генеалогическое древо Романовых иностранец, шепотом переговаривавшийся с переводчиком.
— Здесь я оказался по своему убеждению, потому что тут раскрываются через экспонаты те идеи, ради которых, по-моему мнению, стоит жить и которые следует защищать: это монархия и русское православие. Выставка очень впечатляет — сейчас такую почти нигде не увидишь, — поделился впечатлениями господин, представившийся работником железнодорожного депо. Он говорил и о том, что революция в свое время многое перечеркнула в развитии великой державы и что сюда обязательно нужно водить школьников в просветительских целях.
На прощание мы раскланялись.
ФАКТ
Среди особых экспонатов выставки — серебряная кружка Александра III. Николай I подарил кружку сыну по случаю рождения внука. По прошествии лет ее передарили юному Александру III