USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Если был бы деревом, то клёном»

Наталья НАШТАЛОВА

Новосибирский пенсионер разыскивает интересные коряги, пни и сучья и создает из них настоящие произведения искусства

На прогулку Александр Андреев ходит почти как на охоту. Взгляд мастера, резчика по дереву, привычно ищет материал для работы. Изящный столик, картинка или шикарная, душистая, пахнущая деревом ваза — все это может родиться из старых и на вид совсем некрасивых пней и коряг.

Чтобы найти фактуру, необязательно часами колесить по окрестностям. Что-то любопытное, рассказывает мастер, можно заприметить даже из окна автобуса, в пути.

— Как-то еду в театр музкомедии, — рассказывает Андреев, — вижу — рабочие режут клен, а он такой большой, интересный, весь в наростах, капах — именно то, что мне нужно. Через пару дней вернулся туда и привез себе домой несколько заготовок.

Какие-то деревья, продолжает мастер, он может высматривать годами. Растет, к примеру, какая-нибудь необыкновенная яблоня неподалеку, и видно, что скоро придет ей срок. Надо дождаться нужного момента, взять материал и подарить дереву шанс на новую жизнь. Никаких амбиций завоевателя, хищника — художником движет только любовь к природе и творчеству.

— Я никогда не буду срезать хорошее, свежее дерево, — говорит Александр Григорьевич. — Только старое, уже хорошо задетое временем. Как можно иначе, ведь оно живое...

Большое будущее скромного пенька
Мимо многоэтажек, гаражей, зарослей, маленькой речушки с плавающими утками, по мостику идем вглубь дачного общества. Здесь, на природе, пока не придут холода, Александр Андреев и создает свои большие и маленькие шедевры. Одна из комнат домика выглядит почти как музей, она вся заставлена предметами разных форм и размеров. Воздух наполнен свежестью древесной стружки.

Разглядываем «обитателей» жилища, глядящих на нас со стен и полок. То ли люди, то ли звери, то ли морские звезды, то ли застывшие в дереве цветы, нежно-бежевые, почти телесного цвета, или, как говорят резчики, цветные, будто искусно разрисованные изнутри черной и коричневой тушью. Подбирая подходящие предметам образы, листаем в памяти сюжеты прочитанных книг. У входа красуется приличная чурочка, из этого пенька в будущем, должно быть, тоже может родиться какое-нибудь чудо.

— До обработки изделие выглядит вот так, — Александр Андреев показывает нам еще одну внушительную по размеру коряжку, по очертаниям напоминающую петуха или жар-птицу. — Надеюсь, получится неплохо.

Разглядел бабушку и невесту
— Увлечение деревом у меня с детства. Не было у меня ни посуды деревянной, ни игрушек, просто любил иметь дело с этим материалом. Помню, еще школьником делал какие-то табуретки, столики, как-то с товарищем даже комод осилили. Соседи постоянно носили нам разные дощечки и заготовки. Так мое хобби ненавязчиво и сопровождает меня всю жизнь.

Перед пенсией (всю жизнь Александр Григорьевич работал на «Сибсельмаше») захотелось заняться деревом основательно. Теперь, говорит, если собрать все, что смастерил за эти годы, не хватит и целого КамАЗа.

Идеи у мастера рождаются по-разному.

— Порою сразу видишь образ — и все, спать не можешь, хочется побыстрее воплотить задуманное. Иногда ходишь, смотришь, созреваешь для какой-то вещи, ждешь. Над каждым произведением приходится колдовать индивидуально.

А бывает, дерево настойчиво само подсказывает сюжет.

— Как-то шлифовал березовый срез, — рассказывает Александр Андреев, — и через какое-то время увидел лицо пожилой женщины: глаза, нос, рот. Даже испугался. Позже разглядел в дереве невесту в фате.

Красота дерева — не только крона
— Красоты в дереве много. Особенно я люблю клен. Если бы был деревом, то, наверное, кленом. Правда, он коварный, в нем бывают микротрещины: чуть стукнешь — и сломается...

Работа с деревом требует немалых усилий. Сначала на токарном станке делается форма, потом наступает главное. «Выбрать», выражаясь на профессиональном сленге, надо и снаружи, и внутри — здесь в ход идут сверло, стамеска, другие инструменты.

— Одну вазу можно делать неделю, другую месяц, — поясняет мастер, держа в руках еще одну интересную заготовку. — Смотрите, какая она теплая, я ее еще не покрывал лаком... Люблю заниматься всем — делать вазы, лесные скульптуры, когда одно целое составляется из разных частей. Мне дорого все сделанное: в каждую работу я вложил часть себя.

Александр Андреев почти не продает свои произведения, говорит, интереснее просто показывать их людям: почти никто не догадывается, что красота дерева — это не только крона.

СПРАВКА
Александр Андреев родился в Барабинске. После окончания средней школы приехал в Новосибирск. Окончил училище, техникум и 40 лет отдал заводу «Сибсельмаш».

ФАКТ
В 1989 году Александру Андрееву присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ» — за большой вклад в развитие самодеятельного творчества.