Александр ФИЛАТОВ: «Это было замечательное, боевое время»
Предстоящий юбилей ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи) дает возможность не только еще раз оглянуться на пройденный нашей страной путь, на нашу общую историю, на то, чем жила комсомольская юность, но и вспомнить, сравнить, насколько идеалы прошлого приемлемы для нашего времени.
Сегодня гость редакции — почетный житель Новосибирска Александр Павлович ФИЛАТОВ, 75 лет назад он вступил в комсомол.
«Факел» и другие
— Александр Павлович, начнем, пожалуй, с такого вопроса: почему большинство комсомольской элиты в начале 90-х быстро переориентировалось и нашло себе место тоже в элите, но уже от бизнеса и политики?
— Сначала это даже осуждалось, вроде как быстро поменяли взгляды, предали и так далее. Потом началась переоценка.
Меня нисколько не удивляет, что лидеры комсомола легче, чем другие, вписались в новую экономическую формацию. Нужно понять, почему так произошло. Молодость сама по себе инициативна, предприимчива, стремится к самостоятельной работе. Так было во все времена и формации.
К моменту перестройки уже существовали более 17 тысяч молодежных кооперативов, был богатый опыт студенческих строительных отрядов, действовали молодежные жилищные комплексы, центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ).
ЦК КПСС поддерживал предложения комсомола о создании единой системы НТТМ, и она была создана. Кроме того, при комитетах комсомола организовывали свои молодежные центры, им разрешалось вести хозяйственную деятельность.
Был и у нас такой центр в Академгородке — «Факел», который оказывал услуги, вел хозрасчетную деятельность, финансировал яхт-клуб, фехтовальный клуб «Виктория», первый в Новосибирске клуб дайверов и знаменитое кафе «Под интегралом».
Уже тогда в официальных документах ЦК ВЛКСМ использовался термин «комсомольская экономика», которая потом и стала базой формирования бизнес-элиты.
Так получилось, что комсомольские лидеры в большинстве оказались наиболее подготовленными к жизни в новом государстве и обществе.
Большинство населения не представляло, как движутся деньги, платежи. Комсомольские же лидеры прошли школу организации дискотек, турагентств, центров молодежного туризма — это было движение денег.
Конечно, там учились не только хорошему, как впоследствии выяснилось, многие предприятия только по названию оставались комсомольскими. Некоторые молодые люди уже стали жить по своим законам, в том числе и таким, которые противоречили принятым в обществе нормам. Но, думаю, издержки в таком деле неизбежны. Главное, была система — и достаточно эффективная — воспитания молодого поколения. Там получали опыт организаторской работы, эта система выявляла лидеров, изучала массовые интересы молодежи и способствовала тому, чтобы их реализовать.
Быть открытыми для всех
— Как вы думаете, возможно нынче что-то аналогичное той системе в работе с молодежью?
— Нынешняя ситуация в стране, настроения молодежи не способствуют тому, чтобы действовала одна-единственная организация, которая могла бы объединить новые поколения людей. Но бесспорно: они нуждаются в каких-то формализованных группах, акциях, в обществе единомышленников. Они есть, но действуют по каким-то своим правилам и лишены главного достоинства — быть открытыми для всех, как это было в комсомоле. А для молодого человека, не опытного, не уверенного в себе, только определяющего свои интересы в жизни, очень важна открытость организации, чтобы он мог сразу стать своим. К сожалению, у нас зачастую «пропуском» в молодежную компанию является умение курить и пить пиво.
Могу сказать за свое поколение: нам было жить интересно, мы не нуждались в «веселящих» напитках. Это было замечательное, боевое время. Мы знали, куда можно пойти, где никогда не оттолкнут, а наоборот, найдут чем заняться в свободное время, а если надо, то и помогут. Уверен, что внутренняя политика государства должна озаботиться созданием системы воспитания молодежи.
«В первом классе я организовал «колхоз»
— Вы могли бы назвать самое главное личностное качество, которое у вас сформировал комсомол?
— Нынешней молодежи покажется смешным, да я и сам смеюсь, вспоминая, как в первом классе организовал «колхоз», стал его председателем и тянул его до седьмого класса, организовывая ребят на всевозможные «прибыльные» дела. Нам дали небольшой участок земли, а как его использовать, мы должны были придумывать сами. Никто нами не занимался и не контролировал, все, что мы выращивали, пополняло сельский «бюджет». Время от времени к нам обращались взрослые с просьбой помочь. В этой школе жизни нам приходилось очень многому учиться.
Вот этот двигатель — «учиться» — тянул меня и помогал найти свою дорогу в жизни. И даже когда моя мама, жалея, что я оторван от дома (в нашем селе не было средней школы), уговаривала бросить старшие классы, я упрямо выполнял свой план.
В комсомоле я состоял в активе и курировал успеваемость в младших студенческих группах. Чтобы отвечать поставленной задаче, я должен был быть примером в учебе и убеждать других в необходимости образования. Комсомол настроил мою жизнь так, что я всегда, даже в зрелом возрасте, не боялся учиться у тех, кто обладал большими знаниями или опытом.
Вторым комсомольским университетом можно считать умение чувствовать свое время, жить в нем, соответствовать ему.
— Я сразу вспоминаю историю с монументом Славы, когда вам пришлось принимать очень ответственное решение, которое не только вписалось в свое время, но и стало его «красной строкой»…
— Да, я тогда не сразу воспринял предложение скульптора Александра Сергеевича Чернобровцева. Нигде еще не было таких памятников, который он придумал, — с фамилиями погибших. Я колебался потому, что знал: на многие материалы о Великой Отечественной войне, в том числе и о погибших, распространялся гриф секретности. Но наш пример оказался убедительным, вслед за Новосибирском пилоны с именами погибших воинов стали размещать на памятниках по всей стране.
Это пример обоюдного движения: время двигает тебя, а ты — время, вот такие формулы создавал комсомол. Я помню, были такие заголовки в «Советской Сибири» про студенческие строительные отряды: «Мы строили мост, а мост строил нас». Это правда, это так и было.
О единственной настоящей любви
— Александр Павлович, комсомол часто упрекали, что он регулировал не только общественную, но и личную жизнь. Вы испытали это на себе?
— Любое общество всегда будет регулировать семейную жизнь. До сих пор в самом демократическом строе есть культ семьи, а недостойное поведение в личной жизни осуждается.
Абсолютное большинство людей мечтает о единственной настоящей любви, хочет встретить родного человека. Мне повезло, все так и сбылось. Но, наверное, мы к этому были готовы. Были какие-то неписаные правила, по которым развивалась душа. Я думаю, что и сейчас все это остается в силе. Но из-за неуверенности в себе, недостаточного чувства ответственности, боязни ошибиться молодые вступают в пробные браки, что ведет только к разочарованиям и переживаниям.
Мне пришлось с моей будущей женой Зинаидой Денисовной не раз добираться до дому на лошадях из Новосибирска, где мы учились в НИИЖТе, до города Камня-на-Оби на Алтае. Ехали три дня. Мне этого времени хватило, чтобы понять, какая это девушка. Но мы не торопились, дружили еще несколько лет, прежде чем решили пожениться. За всю жизнь я не встретил женщину лучше, чем моя жена. У нас была дружная, счастливая семья.
СПРАВКА
Александр Павлович Филатов — первый секретарь Новосибирского обкома КПСС (декабрь 1978 г. — август 1988 г.). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почета», орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции. Депутат Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов. Удостоен почетного знака «За заслуги перед Новосибирской областью» (в 2003 году).
ТОЛЬКО ФАКТЫ
28 сентября 1991 года XVII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ сделал вывод: считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ.
Во время социологического опроса компании «Дымшиц и партнеры», проведенного в 2007 году, 33 % крупных бизнесменов и топ-менеджеров признались, что ранее были активистами ВЛКСМ.
В рядах комсомола общественно-политическую школу к 80-м годам ХХ века прошли свыше 200 млн граждан.
ЦИФРА
Почти 80 процентов населения России старше 40 лет — это воспитанники комсомола