USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Сталинградская битва: горячие строки

Олег СЕРЕГИН, ведущий архивист отдела комплектования, научно-справочного аппарата и использования документов Государственного архива Новосибирской области
Бои шли за каждый дом. Фото с сайта berlinklg.ucoz.ru
Бои шли за каждый дом. Фото с сайта berlinklg.ucoz.ru

Фронт и тыл в годы Великой Отечественной были единым целым: жители области жадно ловили сводки с фронта, бойцы Красной армии интересовались в письмах, как идет сев

Нынешний год — год 70-летия двух победоносных и переломных в ходе Великой Отечественной войны сражений — Сталинградского и Курского. Не случайно в истории Отечества они названы битвами: наш народ, как былинный богатырь, одолел фашистскую нечисть и погнал смертельно раненного врага восвояси, на Запад.

Исторические исследования событий государственного масштаба, как правило, основываются на документах центральных архивов, в которых наиболее полно представлены первичные сведения: приказы или фронтовые сводки. Между тем сведения об участии в таких событиях отдельных областей, республик, автономий и так далее достаточно хорошо отражены в документах государственных архивов субъектов Российской Федерации. В частности, подобные бесценные свидетельства эпохи содержатся и в фондах Государственного архива Новосибирской области и его филиала.

Письма с передовой
Несомненный интерес в изучении истории Новосибирской области военного периода представляют прежде всего фонды партийных и комсомольских комитетов, в которых отражена переписка фронтовиков с областным и районными комитетами ВКП(б) и ВЛКСМ.

Так, в письме от 1 ноября 1942 года на имя секретаря обкома ВЛКСМ капитан И.Г. Падерин, бывший секретарь Купинского райкома ВЛКСМ, сообщает: «Предпраздничные дни в Сталинграде и у стен Сталинграда особенно напряженные. Идут поистине невиданные в истории сражения. <…> Таких битв, как я понимаю, не было, и едва ли они когда-либо будут. <…> Сегодня прямо на передовых бойцы и командиры подписали письмо товарищу Сталину, в котором мы дали клятву <…> отстоять Сталинград. И отстоим! Не придется фрицам проводить зиму в теплых квартирах Сталинграда».

В следующем письме секретарю обкома комсомола Падерин резюмирует: «Сталинград мы не сдали. Более того, положили начало окончательному разгрому гитлеровских армий. Факты говорят сами за себя. Я не буду делать прогнозы, но очевидно: цифра пленных (44 тысячи) возрастет в несколько раз. Это значит, как кричат пленные фрицы, «Хитлер капут» случится в действительности».

Лейтенант Пётр Филиппович Корчагин, бывший работник политотдела Новососедовской МТС, в письме Новосибирскому обкому ВЛКСМ от 18 марта 1943 года отметил: «Жизнь идет отлично <…>. Сталинград освободили. Сталинград жил и живет» — и поинтересовался тыловой жизнью, в частности тем, «как комсомол готовится к весеннему севу».

Тепло наших сердец
Уникальными в отражении связи трудящихся Новосибирской области со Сталинградским фронтом являются и материалы местных газет. Значительная часть выписок из них свидетельствует о патриотическом подъеме жителей области в связи с успешными действиями РККА под Сталинградом. Так, чулымская районная газета «За коммунизм» 5 декабря 1942 года сообщила о том, что «Воодушевленные героическим наступлением наших войск в районе г. Сталинграда <…>, рабочие и служащие Кокошинского сельсовета решили послать доблестным защитникам Родины теплые вещи». На страницах киселевской газеты «В бой за уголь» 12 февраля 1943 года сообщалось о домохозяйках, собравших 2 169 рублей на постройку танковой колонны «За Родину», о коллективе Киселевторга, внесшего 12 000 рублей, о сотрудниках горпищекомбината, собравших 5 275 рублей...

Отметим, что сведения о сборе теплых вещей, продовольствия, средств на военную технику и другие инициативы тружеников тыла полноценно представлены в фондах районных комитетов партии и комсомола, обзор которых — отдельная тема.

«Фрицы боятся сибиряков»
Особо выделяются в газетах той поры сатирические публикации. Так, в газете «Труд» Усть-Таркского района 26 декабря 1942 года в фельетоне под названием «Сибирякам» известный публицист Илья Эренбург хлестко высмеивает немецкую армию: «Зима только началась, еще и морозов настоящих не было, а фрицы вокруг Сталинграда уже задрапали. Они драпают от Красной армии, но они говорят друг другу, что драпают от зимы. Они говорят друг другу, что если пришла зима, значит, придут сибиряки. А сибиряков немцы боятся пуще морозов. Они боятся сибиряков, потому что сибиряки ничего не боятся».

Пишут авторы периодических изданий и патриотические стихи. Так, газета «Знамя ударника» 9 февраля 1943 года опубликовала строки Бориса Рябикина из Белово:

Есть в нашей отчизне
твердыни,
Они как утесы стоят,
И славится родина ими —
Москва,
Ленинград,
Сталинград!
<…>
Шли вместе с бойцами
сражаться
За Сталина город, за честь
Когорты простых сталинградцев,
Неся беспощадную месть.
И дом каждый стал
бастионом,
Стал каждый этаж
блиндажом,
И в танке врага
подожженном
Был город-герой отражен…


Несомненный интерес для исследователя представляют также материалы фонда Р-1842 «Редакция газеты «Советская Сибирь». В письмах на военно-патриотическую тему, находящихся в фонде, содержатся, к примеру, воспоминания участников Великой Отечественной войны.

«Трое суток шел ожесточенный бой за сталинградский железнодорожный вокзал. Он часто переходил из рук в руки. Мы стремились вперед, так как недалеко находился штаб командующего окруженными фашистскими войсками Паулюса. Приходилось одолевать упорное сопротивление врага <…>, надо сказать, что под Сталинградом были разгромлены лучшие, отборные фашистские части. Вплоть до окончания войны я не видел таких рослых и хорошо вымуштрованных фашистских войск…» — это строки из воспоминаний гвардии капитана в отставке В.М. Антипина.

Документы фондов Государственного архива Новосибирской области, относящиеся к ключевым событиям Великой Отечественной войны, значительная часть которых еще не была опубликована, могут существенно дополнить не только историю Новосибирской области, но и отечественную историю в целом.

ФАКТ
Страна моя — одна семья
В годы Второй мировой войны на территории области располагались от 53 до 112 эвакогоспиталей с максимальным количеством до 60 410 коек. Только в Новосибирске размещались, по некоторым данным, от 29 до 34 тысяч раненых. Госпитали были организованы в большинстве районов области, а также в городах Бердск, Барабинск, Искитим, в деревне-курорте «Озеро Карачи». В основном они разворачивались в зданиях школ и больниц.

Фотографии статьи
Тыл — фронту: добровольный взнос сибиряков-колхозников в фонд фронта. Фото Бориса ШУМАКОВА (из архива редакции)