Есть ли жизнь в пробке?
Пересядет ли армия автовладельцев мегаполиса в общественный транспорт?
Ощущения и ассоциации горожан, связанные с первым снегом, год от года становятся все менее позитивными: потоки машин встают в жесточайших пробках. На работу одинаково опаздывают все: и те, кто на своих колесах, и те, кто вынужден томиться в салонах пассажирского транспорта.
Усложняет ситуацию «находчивость» водителей, которые в стремлении ускорить процесс идут на нарушения правил дорожного движения. В результате — аварии и еще большие неудобства для остальных. Как навести порядок? Как обеспечить приоритет общественному транспорту, на котором передвигается две трети населения областного центра?
Ответы на эти вопросы ищут муниципальная и региональная власти, законодатели, логисты, журналисты. Ищут давно и не могут найти...
Из водителей — в пассажиры
Валерий Жарков, заместитель мэра — начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, посоветовал горожанам не обольщаться: избавиться от пробок едва ли удастся.
— Построив третий мост, мы эту проблему полностью не решим, — отметил Валерий Анатольевич. — Пробки невозможно ликвидировать, потому что дорожная сеть города не способна вместить то количество транспорта, которое находится у населения на праве собственности. Пробки были, есть и будут. Задача — пересадить жителей на удобный общественный транспорт, который выигрывает перед частными автомобилями. К этому мы должны стремиться.
Определить приоритеты движения — такова суть формулы города, удобного для жизни. Формулы, которую вывели мегаполисы развитых стран еще в ХХ веке, ощутив прелести автомобилизации на собственной «асфальтовой шкуре». Практика показывает, что нужно не только вводить ограничения на пользование личными авто, но и делать более комфортными автобусы, трамваи, троллейбусы и метро. Добиваться, чтоб они стали быстрыми, безопасными и дешевыми.
Наиболее действенные способы — организация выделенных полос, пересадочные тарифы, информационные табло. Так, в Новосибирске, чтоб увеличить пропускную способность Красного проспекта, нужно выделить специальные полосы, ограничить парковочные пространства, особенно за счет тротуаров, и вывести транзитные автомобильные потоки за пределы городского центра.
Мамам с колясками будет удобно
Исследования канадских ученых показали, что автомобилист пересядет в общественный транспорт лишь в том случае, если пространство между ним и соседом будет как минимум 37 сантиметров. Новосибирские чиновники вполне разделяют точку зрения требовательных канадцев: комфортные, вместительные, красивые салоны общественного транспорта очень важны. Поэтому принято кардинальное решение — привлекать для муниципальных нужд только низкопольный подвижной состав, удобный для разных категорий граждан. По Красному проспекту, например, курсируют троллейбусы, в которые без посторонней помощи могут войти и мамы с детишками, и бабушки с сумками. Скоро в городе появятся низкопольные трамваи — вагоны нового типа уже закуплены, в ноябре их запустят на маршруты.
— Чтобы поехать с ребенком в коляске на автомобиле, нужно усадить малыша в машину, сложить коляску, поместить ее в багажник, а чтобы воспользоваться общественным транспортом, достаточно просто войти в салон и установить там коляску вместе с ребенком, — подчеркивает преимущества современных салонов Валерий Жарков.
Что же касается ширины прохода в троллейбусах новой модели, Александр Лаврентьев, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, считает, что она вполне приемлема, хотя от пассажиров и поступают жалобы на этот счет. Никто ведь не планирует забивать салоны до отказа. Люди имеют право путешествовать с комфортом, для этого в троллейбусе есть все необходимое: сиденья, поручни, площадки для пристегивания колясок. Наконец, дополнительный эффект создают большие окна, дающие возможность любоваться городом во время поездки…
Впрочем, реалии мегаполиса вносят в планы свои коррективы. Пресловутые пробки выбивают общественный транспорт из графика, в результате толпы пассажиров проверяют на прочность не только узкие троллейбусные салоны, но и маршрутные такси. Логика людей проста: втиснуться в переполненную маршрутку, немного потерпеть и добраться до дома — это все-таки лучше, чем зябнуть под ветром и не сводить глаз с горизонта в ожидании свободной «Газели».
Больше парковок хороших и разных
Количество парковок на транспортных пересадочных узлах и конечных станциях метро в ближайшем будущем планируется увеличить. Владельцы автомобилей получат возможность выбирать — передвигаться ли им на собственных машинах, рискуя потерять время в пробках, или предпочесть общественный транспорт.
Во второй половине октября на площади Маркса заработает парковка, рассчитанная на 500 машино-мест, построенная за счет частных инвестиций. Автомобили будут находиться здесь под круглосуточной охраной, так что водители могут не переживать за их сохранность. Пользование парковкой в ночное время будет платным.
Валерий Жарков напомнил, что горожане просто обречены привыкать к парковкам и как можно активнее ими пользоваться. До тех пор, пока спроса нет, бизнес не загорится воплощать в жизнь свои проекты.
Как изменилась ситуация на Красном проспекте в результате ликвидации парковочных карманов?
— Анализируя работу общественного транспорта, мы выяснили, что в течение сентября скорость движения передвижного состава увеличилась на 4,5 процента, — рассказывает Александр Лаврентьев. — Число столкновений с участием общественного транспорта сократилось на 30 процентов. В сентябре с помощью муниципального пассажирского транспорта мы перевезли на 700 тысяч человек больше, чем в предыдущем месяце.