Деньги на парту
После работы иду по темной и слякотной осенней улице. В школу. Сегодня — собрание общешкольного попечительского совета. В кабинете на втором этаже пустого гулкого здания собираются всего пятнадцать родительниц. Те, кто поопытнее, объясняют, что такая малочисленность — норма. Отсутствие пап в составе совета никого не удивляет.
Мамашам-активисткам в руки выдают по два листочка. В одном — отчет о расходах за прошлый учебный год. В другом — отчет о собранных в прошлом году деньгах. У меня никак не складывается общая картина из строк в отчете «медкабинет — 4 227, уборка снега и сосулек — 12 946» и так далее на сумму... почти триста тысяч рублей. Удивительно, но, судя по отчетам, собрали родители меньше, чем потрачено.
— А как же муниципальное финансирование? — интересуются новички.
— Оно идет по статьям, — с обреченной готовностью объясняет опытный председатель родительского сборища, единственный представитель отцов здесь. — Если на счету по этой статье средств нет, взять их неоткуда. Тогда обращаются к нам. В понедельник, например, в школе олимпиада. Нужны три пачки бумаги. У завхоза сейчас их нет. Мы будем искать.
Та же история была с ремонтом здания — мелочи типа шурупов и розеток докупали на деньги родителей. Муниципальных средств на очистку крыши хватило лишь на очистку поверхности крыши, а сосульки сбивали уже на родительские пожертвования… О форме для школьной команды говорить не стали — все ясно и так. Как и то, на чьи деньги экстренно меняли унитаз, испорченный хулиганами.
— Установить камеры в туалетах! — энергично предложила родительница с короткой стрижкой.
— Незаконно, — развел руками председатель собрания. — Надо воспитывать…
Вопрос — как увеличить незавидную собираемость взносов в благотворительный фонд развития школы — повис в воздухе. Почему родители не приходят на собрания попечительского совета? Ведь он создан как раз для того, чтобы планировать и контролировать использование пожертвований. Почему некоторые классы в полном составе не находят никаких сумм на эти цели?
— Я бы сдала деньги на окна, — говорит Надежда. В этой школе учатся двое ее детей. — Но отдавать по 700 рублей ежегодного и 1 200 рублей вступительного взноса непонятно на что я не готова.
За те три года, что ее дети ходят в эту школу, так никто и не рассказал ей о том, что взнос может быть целевым. На сайте школы невозможно найти полной и понятной информации о попечительском совете, фонде развития школы, роли родителей во всем этом сложном механизме. Федеральный закон «Об образовании» и указ Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации» описывают цели и задачи попечительских советов. Но не все родители готовы их изучать.
Как рассказал журналистам Олег Яковлев, председатель управляющего совета гимназии № 6 «Горностай» Новосибирска, в их учебном учреждении все устроено таким образом: «Мы собираем в сентябре большую родительскую конференцию, по пять — семь делегатов от каждого класса, выдвигаем кандидатов, каждого со своей программой, — выборы у нас альтернативные. Потом родители разбиваются на группы и в течение часа генерируют идеи — что бы им хотелось изменить и улучшить в школе в ближайшем году и в перспективе. Все наказы записываются на больших плакатах, и мы целый год с этими плакатами ходим на заседания управляющего совета. А потом, в следующем сентябре, отчитываемся — что сумели выполнить, а что пока пришлось отложить на будущее».