Кому стоять, кому ехать
Крупногабаритному и тяжеловесному транспорту запретят разъезжать днем по городским дорогам
Глава региона рекомендовал муниципалитету ограничить в Новосибирске движение крупногабаритного транспорта в дневное время. Большегрузный транспорт сможет попасть на городские дороги лишь с десяти часов вечера. В шесть часов утра он должен или остановится, или покинуть мегаполис. Улучшит ли это решение ситуацию на дорогах и как скажется оно на бизнесе и нас, потребителях товаров и услуг?
Чтобы дороги не таяли
Ранее ограничения в движении большегрузов были сезонными — весной, когда грунт еще не просох, чтобы сохранить дорожное полотно. Традиционный запрет в регионе действует с апреля по май и не касается перевозки таких грузов, как почта, продукты питания, лекарственные препараты, горючее, семена и удобрения. Для остальных есть возможность оформить спецпропуск на эти месяцы.
Но и такие ограничения вызывали жаркие споры. Грузоперевозчики не хотят тратить время и деньги на оформление спецпропусков, а региональный минтранс считает, что бизнес должен оплачивать тот урон, который наносит дорожному покрытию, эксплуатируя его весной. Хотя, по мнению Валерия Ильенко, председателя комитета местного Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике, перевозчики никогда не смогут возместить его полностью.
Напомним, что рекомендуемая Минэкономразвития РФ стоимость километра дороги для Новосибирской области — от 54 до 82 миллионов рублей. Доход от выдачи спецпропусков в 2012 году составил всего 48 миллионов рублей. При этом заставлять платить остальных автовладельцев за ремонт дорог, которые крупные компании эксплуатируют для извлечения прибыли, по мнению Ильенко, несправедливо.
Трассы свободны ночью
Предложение ограничить дневное движение крупногабаритного и большегрузного транспорта в Новосибирске не раз обсуждали представители регионального минтранса, местного муниципалитета, специалисты Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области, Сибуправтодора и областного управления ГИБДД.
Цель очевидна — мегаполис задыхается в пробках. Самые длинные заторы формируются на улицах Петухова и Большевистской, местами наиболее частых заторов называют Бердское шоссе, улицы Троллейную и Петухова.
Решать проблему нужно комплексно. Строительство обходов, новых мостов, ремонт дорог, конечно, необходимы городу. Но, возможно, стоит ограничить и количество фур на городских улицах?
— Когда большегруз поворачивает, он легко перегораживает две полосы, — рассказывает Алексей, постоянный «посетитель» пробки на Петухова. — Естественно, мгновенно собирается затор из-за плотного движения — все ждут, пока он повернет. Однако в это время несколько легковушек уже бы проскочили.
Как жить будем?
Дату, с которой начнет действовать запрет, определит муниципалитет. Как сообщил журналистам Валерий Жарков, начальник муниципального департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, это ограничение коснется в основном транзитного транспорта. По его словам, муниципалитет активно обсуждает ситуацию с перевозчиками на общественном совете.
— У нас самый крупный терминальный комплекс расположен на Плющихе, ведутся большое жилищное строительство, дорожные работы, — уточняет ситуацию Жарков. — И остановить транспортные средства с асфальтом или бетоном по технологии иногда невозможно. Но ограничить транзитный транспорт реально.
Кроме строительных и автодорожных компаний, новшество коснется и таких крупных грузоотправителей и грузополучателей, как «Пепси», «Балтика», «Красный Восток», «Лента», IKEA. Все они находятся в черте города, и для них введение ограничений на движение большегрузов по городу означает переход на трехсменную работу.
Это повлечет дополнительные расходы, поскольку, скорее всего, будут организованы новые рабочие места, к тому же ночная работа оплачивается в двойном размере, рассказал журналистам Вячеслав Трунаев, президент партнерства «Объединение перевозчиков Сибири». По его мнению, предприятия понесут дополнительные расходы, которые включат в цену товара. Другие эксперты предполагают, что изменение логистических схем может нивелировать эти затраты. В любом случае рынок заставляет большую часть бизнес-сообщества держать цены в пределах разумного, поскольку на стоимость товара влияет множество факторов.
КСТАТИ
К моменту вступления ограничений в силу на дорогах установят необходимые знаки и разработают объездные маршруты. Узнают о них водители из схем на площадках отстоя автотранспорта. Кстати, количество таких площадок увеличат, а уже существующие расширят.