Лёгкий жанр для самых сильных
Лучшие мюзиклы России — от рок-оперы до мюзикла-притчи — увидят на сцене театра музыкальной комедии на этой неделе новосибирцы
С 27 сентября по 3 октября Новосибирский театр музыкальной комедии при поддержке правительства Новосибирской области проводит II Всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега». Накануне этого события на деловом завтраке в редакции побывал художественный руководитель — директор театра, заслуженный артист РФ Леонид КИПНИС.
Второй, долгожданный
— Леонид Михайлович, 5 октября ваш театр открывает 55-й юбилейный сезон, что само по себе очень ответственно, начались репетиции нового детского спектакля. Но в театре параллельно еще идет большая работа: 27 сентября на вашей сцене открывается второй Всероссийский фестиваль мюзиклов «Другие берега». Долгожданный? Ведь первый был в 2004 году...
— Безусловно, долгожданный — и для театра, и, наверное, для тех меломанов и театралов, что живут в нашем городе. Первый фестиваль действительно был достаточно давно, но прошел он настолько ярко, что до сих пор его вспоминают зрители как в Новосибирске, так и в других городах России. Кстати, его успеху мы обязаны тем, что потом на протяжении нескольких лет получали заявки от театров об их желании участвовать в следующем. И на сайте Министерства культуры России фестиваль значится как действующий. Это очень приятно. Мы понимаем: то, что мы сделали в первый раз, нельзя бросать и оставлять, так сказать, втуне.
В этом году мы попытались развить это фестивальное движение в нашем театре, показав новый ряд музыкальных проектов. Нынешний фестиваль имеет свою четкую концепцию — это именно новые проекты. Не панорама театров и не панорама спектаклей, как происходит зачастую на других фестивалях. На «Золотую маску» в Москву, к примеру, привозят спектакли, поставленные в прошлом сезоне. У нас более изощренная концепция: мы показываем спектакли, поставленные по произведениям, написанным нашими современниками. И это новая музыка. Причем если в первый раз мы просто брали новые произведения, то сейчас художественная конъюнктура сложилась таким образом, что уровень привозимых спектаклей можно смело обозначить еще и как лучшие мюзиклы России. И что опять же приятно, мюзиклы эти на фестивале представлены в разных ипостасях — мюзикл-рок-опера, мюзикл-притча, пластический мюзикл. Или, к примеру, совершенно неожиданный новый проект, к которому с огромным интересом отнеслись в Москве, — спектакль «Растратчики» Московского театра мюзикла. Автор — известный музыкант, актер, композитор Максим Леонидов.
— Наивный фанатский вопрос: а правда, что Леонидов, который исполняет в собственном мюзикле главную роль в очередь с Алексеем Кортневым, приедет к нам?
— Приедет. Думаю, на пресс-конференции можно будет задать ему вопросы. Одним словом, публика увидит не просто хорошие и менее хорошие спектакли, сосредоточенные на одной площадке, как это бывает на других фестивалях. Мы намерены ей показать, чем сегодня живет российский музыкальный театр в плане современной композиторской и постановочной школы. Что еще? Помимо показов спектаклей, у нас предусмотрена большая околофестивальная программа, включающая круглые столы по вопросам музыкального театра с участием композиторов и видных столичных критиков. А это очень интересно, поскольку на таких мероприятиях идет анализ всего спектра вопросов, стоящих сегодня перед музыкальными театрами.
Сами себе фестиваль
— Что вы покажете на фестивале?
— А мы решили себя не демонстрировать. Потому что мы все-таки работаем не для себя — для народа. Так как все это происходит в Новосибирске, новосибирцы всегда могут прийти на наши мюзиклы, которые буквально через день после окончания фестиваля будут в афише. Мы открываем сезон совершенно новым мюзиклом. Это мировая премьера — «Сирано де Бержерак». На следующий день в нашей афише — авангардный, очень затейливо сделанный и смешной мюзикл «Женитьба Бальзаминова». Кроме того, у нас можно увидеть такие мюзиклы, как номинант «Золотой маски» «Двенадцать стульев», дипломант этой же премии — спектакль «Гадюка» и многие другие.
— То есть вы сами себе фестиваль?
— Да, не скромничая скажу, что в этом отношении мы являемся одним из лидеров в российском музыкальном театре. Потому что всегда, когда экспертные советы «Золотой маски» или других фестивалей начинают анализировать, что наиболее интересное, современное и новое выходит в театрах страны, они первым делом, уверяю вас, обращают внимание на Новосибирск.
— Насколько я знаю, эксперты «Золотой маски» приезжают к вам каждый год…
— Так оно и есть. Кстати, многие театры обижаются: эксперты бывают у них редко, им приходится работать в собственной лакуне, как говорится, вариться в собственном соку… А мы открыты всему миру — всегда рады гостям, критикам и тем, кому есть что сказать о нас.
— Это очевидно: Новосибирский театр музкомедии — лидер, так зачем же вам надо было взваливать на себя такой груз — фестиваль?
— Действительно, груз немалый, и это та ноша, которую нам приходится нести именно в роли лидера. Но помните фразу: «Неси свой крест и веруй»? Мы следуем, наверное, ей, понимая, что под лежачий камень вода не течет. Если мы не будем приглашать к себе другие коллективы, не будем показывать новосибирцам, чем живет сегодня российский театр, мы будем замкнуты сами на себе. Сейчас же так или иначе мы попадаем в контекст современного музыкального театрального движения. Жители нашего города — довольно искушенная публика, они смогут разобраться, что сегодня собой представляет Новосибирский театр музыкальной комедии на фоне российских музыкальных театров.
— Ну, и обязанности, даже можно сказать, долг лидера и отличника тоже, безусловно, подвигают вас на очередной фестивальный подвиг?
— Конечно. Тем более что мы являемся существенными «масконосцами» — у нас их восемь, далеко не каждый театр нашего жанра может похвастаться таким обилием «Золотых масок». И это понуждает нас к тому, чтобы мы эти награды носили с гордостью.
В режиме нон-стоп
— В чем в эти дни фестивальный груз выражается для вас организационно, по каким-то другим параметрам?
— Любой драматический фестиваль предполагает участие в одном самом многолюдном спектакле двадцати — тридцати, ну, сорока человек — актеров и обслуживающего персонала. На музыкальном театральном фестивале эти цифры могут вырасти до сотни. Солисты, хор, оркестр, балет, обслуживающий персонал — и все эти сто человек каждый день в течение недели надо принять, разместить, накормить, дать возможность отрепетировать в нашем далеко не просторном здании… Поэтому работа продолжается в течение этих семи дней круглосуточно в режиме нон-стоп. Например, ночью: первую половину ее мы можем дать обслуживающему персоналу и постановочной группе одного из театров, чтобы размонтировать уже сыгранный спектакль, а другому — во второй половине ночи смонтировать свои декорации к началу утренней репетиции. Потому что вечером у них уже фестивальный спектакль. Такая непрекращающаяся ни днем, ни ночью работа огромных коллективов накладывает на нас, организаторов фестиваля, очень большую ответственность и непростые обязанности.
— Леонид Михайлович, этот вопрос логичней было бы приберечь к финалу фестиваля, но спрошу на «этом берегу»: следующий фестиваль нам ждать через девять лет, как это случилось с нынешним?
— Все будет зависеть от того, какими мы будем располагать средствами. Потому что это дорогое удовольствие. Если наш город считает себя самодостаточным для того, чтобы поддерживать свой статус культурной столицы, он — будем оптимистами! — этот барьер преодолеет.
БЛИЦОПРОС
— Самое яркое художественное впечатление последнего времени?
— Самое сильное впечатление, которое я получил здесь, в Новосибирске, относится к драматическому театру. Это замечательный спектакль Юрия Бутусова «Чайка», показанный в рамках фестиваля «Новосибирские сезоны», посвященного 75-летию области. Те способы самовыражения человеческой личности, которые демонстрировал Бутусов, буквально втягивали, вовлекали в свою сферу всех, кто сидел в зале, кто интересуется театром. Я долго находился под впечатлением, хотя «Чаек» видел громадную стаю…
— Ваш девиз, может быть, жизненное кредо?
— Есть пример для подражания. Его высказали персонажи «Двенадцати стульев». Когда Остап Бендер спрашивает у одного из посетителей салона Елены Станиславовны Боуэр о политических взглядах, тот отвечает фразой, буквально сбивающей с ног: «Всегда!»
— Ваша самая большая мечта?
— Тут нет вариантов: чтобы нам построили театр.
Татьяна ШИПИЛОВА
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
27 сентября
Открытие фестиваля
Московский театр мюзикла
Максим Леонидов, Александр Шаврин
«Растратчики»
Мюзикл
28 сентября
Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва (Кемерово)
Валерия Лесовская
«Алые паруса»
Мюзикл
29 сентября
Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева
Александр Кулыгин
«Плаха»
Мюзикл-притча
30 сентября
Государственный музыкальный московский театр под руководством Жанны Тертерян «На Басманной»
Андрей Петров, Ольга Петрова
«Капитанская дочка»
Рок-опера
1 октября
Северский музыкальный театр
Александр Шевцов
«Безымянная звезда»
Музыкальная драма
2 октября
Красноярский музыкальный театр
Ким Брейтбург, Карен Кавалерян
«Голубая камея»
Мюзикл
3 октября
RUARTS PRODJECT представляет спектакль без слов
«Всюду жизнь»
Режиссер-постановщик и хореограф — Егор Дружинин (Москва)