Девять этажей между прошлым и будущим
Сегодня Государственная публичная научно-техническая библиотека отмечает 95-летие
Девяносто пять — юбилей для человека, не для библиотеки. Эта фраза заставила задуматься Бориса Елепова, директора Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН о том, что с ней будет через пять лет. Хотя он считает, что прогнозирование в науке — дело практически бессмысленное.
— В свое время мы проводили эксперимент по просьбе академика Коптюга. Нас было около тысячи докторов наук, и каждому дали неделю, чтобы он написал, какой он видит свою науку через десять лет. Когда прошли десять лет, стали смотреть: почти везде — пальцем в небо.
Наука очень динамична. И для нее необходима соответствующая библиотека. Через ГПНТБ — как ее сокращенно называют новосибирцы — проходят все студенты вузов. С трепетом поднялась я к читальному залу общественных наук, памятному со студенческих времен. На месте ли те диванчики у панорамных окон? Там так славно было выпить кофе в перерывах между штудированием книг к экзамену… Пальмы остались на месте, а вот диванчиков я не нашла. Но суть библиотеки не в них. Книги — вот что делает это здание неповторимым. 15 миллионов книг. Зачем они?
— Если бы не было нашей библиотеки, у Сибирского отделения Академии наук не было бы таких результатов, — уверен Борис Степанович.
Сквозь информационный шум
В современных условиях поток читателей сменил еще больший поток пользователей. За год в двери ГПНТБ входят 38 тысяч человек, а ее представительство в Сети встречает 10 миллионов посетителей. Такова статистика обращений к электронным ресурсам библиотеки.
— Раньше человек с Сибсельмаша несся через весь город, например, посмотреть стандарт, потому что он был только здесь, — рассказывает заместитель директора по библиотечной работе Дмитрий Цукерблат. — Сейчас читатели спрашивают, как получить электронный документ. Им удобнее работать так.
Но выдача книг и электронных документов не единственно важное в работе библиотеки, как ни странно это звучит. Отобрать в море информационного шума действительно необходимые звуки — это занятие требует высокой научной квалификации.
— Мы издаем аналитические обзоры, — рассказывает Борис Елепов. — Появляется какая-то актуальная научная тема, и мы создаем группу. Как правило, инициатором группы является один из ведущих специалистов в этой области. Наша задача — подобрать литературу, максимально приближенную к тематике, а не просто информационный шум.
Именно так возможно обучить высококлассных научных специалистов — разобраться в этом море публикаций без знающего лоцмана сложно. Цена высока — время.
Сила притяжения
В шестидесятых годах хранители книг пробегали в день почти тридцать километров среди полок подземных хранилищ. Сейчас читательский поток уменьшился. Да, современность требует других форм работы с информацией, но очарование книги невозможно променять на функционал электронной читалки. Пусть не для всех видна красота живой книги. Это притяжение невозможно описать словами. Но в музее редкой книги ГПНТБ можно попытаться увидеть то, о чем невозможно рассказать.
Как передать сложные переливы цвета 600-летних страниц? Как показать переходы земляных от времени тонов? Как объяснить «мурашки» — эти буквы были написаны рукой нашего предка? Его мир был совершенно иным, но мы можем прочесть то, что видел он. И попытаться понять. Прикосновение к книге, кажется мне, порой способно дать больше целого семестра разговоров.
Не знаю, в чем сила рукописных ли, печатных ли книг. Может, это отпечаток создавших их рук и радость каждого их творца — от автора книжных строк до тех людей, кто удачно подобрал шрифт, правильно выбрал бумагу, верно определил величину отступов и идеально отмерил поля… Не так важно, в чем эта сила. Важно, что она есть.
ФАКТ
Новосибирский зоопарк получил разрешение на строительство дельфинария, а также зимнего павильона для обезьян и пингвинов и приступит к их возведению в течение десяти дней. Как сообщил директор зоопарка Ростислав Шило, ввести объекты в эксплуатацию он рассчитывает через год