«Голодные» полёты во сне и наяву
Что должно произойти, чтобы в стране появились авиабилеты за 350 рублей?
Согласно приказу Минтранса РФ, авиакомпаниям будет разрешено не предоставлять услуги бортового питания. В ведомстве рассчитывают, что это приведет к снижению стоимости авиаперелетов. В среднем пообедать в воздухе стоит 300 рублей. Сомнительная экономия. А можно ли действительно сделать путешествие на самолете дешевле?
Улететь в Москву за сумму не менее пяти с половиной тысяч рублей — это дорого или дешево? Применим на практике народную теорию относительности. Дорого — ведь это четверть средней зарплаты среднестатистического жителя мегаполиса. Дешево — ведь пятьдесят часов в плацкарте до Москвы стоят четыре с небольшим тысячи рублей. «Сколько вам не сложно платить за это воздушное путешествие?» — спросила я у самых разных людей. Как ни странно, ответ сошелся на одном числовом промежутке — от полутора до двух тысяч рублей. А вот за границу не жалко и три тысячи рублей за билет отдать.
Фантастика? Нет, вполне себе реальность — британская авиакомпания ЕasyJet, работающая в сегменте «лоу кост», каждый день перевозит из Москвы в Лондон пассажиров за три с небольшим тысячи рублей. Это крупнейшая авиакомпания в Великобритании.
Экономим на спичках
Заказ билета выглядит как конструктор «собери тариф сам». Билеты авиакомпаний сегмента «лоу кост», или попросту бюджетных, можно заказать лишь через Интернет. Это первая ступень сокращения затрат, за счет которых цены на полеты выглядят крайне привлекательно. Нет офлайновых касс, нет зарплат кассирам, аренды помещений или отчислений агентам. На сайте авиакомпании выбираю рейс и дату. Цена полета из Москвы в Лондон на 30 октября — 102 доллара 49 центов. Далее мне предлагают выбрать место в самолете — если мне это нужно. Стоить такой сервис будет 5 долларов 32 цента.
Шаг три — есть ли багаж? Одно место в багажном отделении самолета для клади весом до 20 килограммов обойдется мне в 28 долларов. Дешевле, конечно, налегке. Уж в Лондон-то можно и с пустыми руками. Отдельная графа — провоз спортинвентаря — обошлась бы мне в сорок баксов. Хорошо, что без него — вроде как не в горы лечу. Далее мне предлагают приступить к оформлению и оплате заказа. В процессе уточняют, нет ли у меня особенных требований, не ограничены ли мои двигательные, слуховые и визуальные возможности — чтобы авиакомпания могла предупредить об этом аэропорт прибытия. В графе, посвященной оплате, вежливо предупреждают, что в те самые 102 доллара 64 цента включен административный сбор в 16 долларов. Оплата кредитной картой обернется мне дополнительными 2,5 процента от суммы сделки. «Конструктор» собран. Можно лететь. Билет до Лондона из Москвы обошелся мне примерно в 3 300 рублей.
Россия в небе «лоу кост»
В нашей стране в низкоценовом сегменте не работает ни одна из авиакомпаний. Сказать, что Россия не пробовала обзавестись собственным «лоу кост» — сегментом, нельзя. Последняя из двух авиакомпаний, позиционировавших себя как низкоценовые, ушла с рынка в 2011 году. Но несколько лет в России все же были полеты по ценам от 350 рублей. Причины гибели слегка начавшегося «лоу коста» озвучивались разные — конфликт между акционерами, слияние с другой авиакомпанией... Но важнее другое: почему не появляются новые лоукостеры?
Секрет успешной работы лоукостерской компании — это максимальное снижение издержек. Питание на борту — самая малая часть из них. Обслуживание самолетов в аэропортах, покупка топлива и самолетов — вот самые большие статьи расходов авиакомпаний. Законодательные ограничения, которые обязывают авиакомпании оказывать услуги, а пассажиров — их оплачивать вне зависимости от реальной потребности, — лишь это часть проблемы, уже решаемой Минтрансом. Еще один фактор — естественные монополии аэропортов, не готовых к появлению авиакомпаний, которым не нужны многие их услуги по существующим ценам.
Но главное, что не дает прийти в это сегмент рынка авикомпаниям, — отсутствие гарантированного спроса на межрегиональные перелеты. Так считает Марина Букалова, основатель авиакомпании Sky Express, пытавшейся работать в сегменте «лоу кост». На недавнем круглом столе, посвященном этой проблематике, она однозначно выразила свое мнение:
— Сегодня не летают часто не потому, что дорого, а потому, что нет дополнительных целей поездок. Если даже снизить цену до ста долларов.
Летающие электрички
Старейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» с 2006 года обещает вот-вот создать лоукостерскую дочернюю авиакомпанию. Очередное подобное заявление было сделано 17 сентября на встрече руководства авиаперевозчика с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым.
Генеральный директор ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» Виталий Савельев рассказал о том, что цены на авиабилеты новой авиакомпании будут ниже стоимости купейного билета в поезде и на 40 процентов ниже нынешней стоимости авиабилетов.
Пока сложно представить, что именно выйдет у «Аэрофлота» в плане ценовой политики, но стоимость авиабилетов региональных авиакомпаний, таких как S7 и «Уральские авиалинии», уже ниже, чем стоимость купейного билета в поезде. По крайней мере по направлению Новосибирск — Москва.
Грядущий комфорт за означенную стоимость Виталий Савельев обрисовал так: «Это жесткий продукт: кресла, как в электричке, они не будут откидываться, там будет жестко с багажом, заказ билетов, как и везде, только через Интернет».
Покажите нам цены
Ресурс для развития в России низкобюджетных перевозок есть. Планируемая отмена обязательного питания на борту — это в среднем минус 300 рублей от цены билета, но справедливое позволение не оплачивать обработку багажа тем, кто летит без него, — ресурс уже посерьезней. Ведь сегодня в эту статью тарифа входят укладка, сортировка, погрузка и разгрузка багажа, его выдача и даже хранение в течение 48 часов. Ощутимые скидки за приобретение билета через Интернет — тоже верный шаг.
Возможность сделать билет невозвратным позволит вернуть пассажирам десятки миллиардов рублей. Именно в эту сумму, по данным Минтранса, обходятся те восемь процентов возвращенных авиабилетов, которые так или иначе оплачивают пассажиры.
Развитие сети альтернативных аэропортов, способных предложить обслуживание лоукостерских самолетов по более низким тарифам, даст новый импульс региональной экономике, так же как и возросшая способность граждан к свободному авиапередвижению.
«Будет ли спрос?» — переживают авиаперевозчики. Так и хочется уверить их: предложите нам действительно низкие цены и вы увидите небо в алмазах.
ИЗ ИСТОРИИ
Родина концепции «лоу кост» (от англ. low cost — низкая стоимость) — США, откуда она распространилась в Европе в начале 1990-х и в дальнейшем во многих странах мира