Такси цвета легальности
Предусмотреть наказание за агрессивную езду предлагают депутаты регионального парламента
Комплексная программа, которую намерены разработать и принять в регионе, позволит наконец навести порядок в сфере пассажирских перевозок, выставив нелегалов за двери рынка.
Казалось бы, тема упорядочивания рынка таксоперевозок исчерпана целой серией не столь давних законодательных дебатов на федеральном и региональном уровнях. Однако ее обсуждение вновь возникло при рассмотрении областных программ по доступности и безопасности пассажирского транспорта на заседании транспортного комитета Заксобрания. Разговор затянулся почти на три часа и обнажил целый ряд острых нерешенных проблем пассажирских перевозок в целом.
Одними из первых возобновили тему, как подчеркнул депутат комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Дмитрий Пингасов, сами таксисты — легальные перевозчики, которые оформили свою деятельность в полном соответствии с законом. Именно от них продолжают поступать жалобы на таксистов, по-прежнему действующих вне правового поля.
— Одни проходят процесс лицензирования, платят налоги, тратят деньги на безопасность, на развитие, а другие попросту продолжают работать вне закона. Нужно определиться, за какое время и какими мерами мы защитим тех, кто действует по закону, и будем бороться с нарушителями, — подчеркнул Дмитрий Пингасов.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов пояснил, что работа по полной легализации рынка продолжается:
— Мы создали межведомственную комиссию из представителей ГИБДД, автодорнадзора, налоговой инспекции и еще ряда органов, которые помогают ужесточить меры в борьбе с нелегальными перевозчиками-таксистами.
Окрасься и откройся
По приблизительным оценкам, в Новосибирской области около 6 — 8 тысяч перевозчиков такси до сих пор работают без лицензий. Такие цифры озвучил заместитель председателя транспортного комитета Валерий Ильенко. Специалисты уверены: все дело в недостаточном контроле. Конечно, проверяющими функциями официально наделено областное министерство транспорта. Но по сути это пока только общая формулировка, требующая конкретного наполнения, в первую очередь кадрового. Поэтому депутаты предложили создать специальную региональную контролирующую службу, которая будет четко отслеживать работу таксистов. Кроме того, законотворцы в ближайшее время планируют вернуться к обсуждению единого цвета для такси, чтобы сделать машины легальных перевозчиков максимально заметными.
— Наконец-то на такси обращено усиленное внимание, так как это серьезная сфера обслуживания, но на деле пока не контролируемая. Некоторые перевозчики это прекрасно почувствовали и спокойно продолжают работать в неправовом поле. Думаю, в этой связи нам придется возвращаться к обсуждению вопроса о едином цвете такси — это полномочия регионального уровня. Когда мы принимали закон о такси, по этому вопросу перевозчиков трогать не стали в связи с экономической ситуацией. Сегодня сама жизнь подсказывает такое решение, и это подтверждают организованные перевозчики. Конечно, если мы примем решение о едином цвете такси, это произойдет не быстро, на его реализацию будет предусмотрено достаточно времени — к примеру, пятилетка. За такой срок машины сами по себе изнашиваются, и перевозчики, обновляя свой парк, уже будут понимать, что необходимо отдавать предпочтение какому-то определенному цвету, — прокомментировал Валерий Ильенко.
Агрессоры, вон с дороги!
О минусах нелегальной конкуренции в сфере пассажирских перевозок говорить можно долго. Депутаты-транспортники приводили много примеров непосредственно по такси и невольно переходили к другому, еще более актуальному для граждан направлению — работе маршруток.
К сожалению, едиными для всех видов пассажирских перевозок и особо острыми остаются проблемы обеспечения безопасности. Парламентарии, многие из которых сами являются опытными автомобилистами, описали ставшие уже привычными ситуации на дорогах, когда транспортные средства с пассажирами превышают скорость, обгоняют и «подрезают» друг друга, чтобы опередить и суметь обслужить как можно больше пассажиров.
— Это говорит о том, что уровень профессионального осознания и квалификации водителей невысок. Во всех развитых странах есть понятие «агрессивная езда», она приравнивается к таким правонарушениям, как выезд на встречную полосу, существенное превышение скорости и так далее. Это небезопасно как для пассажиров и везущих их лихачей, так и для других участников движения. Поэтому нужно повышать квалификационные требования к водителям такси и выпускающим их автошколам. С другой стороны, нужно рассмотреть возможность повышения административной ответственности, суммы штрафов за агрессивную езду при перевозке пассажиров, — говорит Дмитрий Пингасов.
В этом коллегу поддержал Валерий Ильенко, предложивший выступить в Государственной думе с инициативой о введении в закон официальной формулировки «агрессивная езда».
Мы все следим за тобой
Наряду с запретительными мерами и штрафными санкциями стиль вождения на пассажирских маршрутах можно контролировать в том числе с помощью информационных технологий — во многом уже традиционных для наших дорог систем слежения. Теперь к общему контролирующему процессу нужно подключать и пассажиров, которые должны получать больше возможностей отслеживать продвижение автобусов и маршрутных такси. Это поможет упорядочить расписание движения, бороться с отклонениями от маршрутов. А в конечном итоге — в целом воздействовать на безопасность работы пассажирского транспорта.
По мнению Дмитрия Пингасова, с учетом относительной современной дешевизны средств коммуникации установка интеллектуальных транспортных систем слежения на пассажирском транспорте обойдется не так уж дорого. И оборудовать необходимо транспорт по всей области. Пока такая работа ведется преимущественно в Новосибирске, где системами, при помощи которых пассажиры могут отследить движение нужных им маршрутов, с 2009 года оборудовано порядка десяти транспортных площадок.
— Нужно создать контрольно-ревизионную службу, которая бы отслеживала четкость исполнения движения на маршрутах. В этом существенно могла бы помочь система ГЛОНАСС. Когда будет строго контролироваться и выдерживаться график движения транспортных средств, один перевозчик не будет пытаться обогнать другого, — подчеркнул в этой связи министр транспорта области Сергей Титов.
Подытоживая обсуждение, Валерий Ильенко обозначил глобальную перспективную задачу создания комплексной целевой региональной программы поддержки пассажирского транспорта. Такой масштабный документ поможет подтянуть отрасль по всем направлениям — от кадровой политики и безопасности перевозок до обеспечения отдаленных районов области пассажирскими автобусами повышенной проходимости.