USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Александр ШУРИЦ: «Я знаю, как выглядят ангелы»

Анастасия АМЕЛЬЧЕНКО
Наш корреспондент  Анастасия Амельченко с именитым земляком: фото на память
Наш корреспондент Анастасия Амельченко с именитым земляком: фото на память

На картинах Александра Шурица читается теплый уютный мир: ангелы, девушки, герои античных мифов, яркие пейзажи. Его работы находят своих поклонников во всем мире — полотна новосибирского художника представлены в галереях и частных собраниях в России, Англии, Германии, Италии, США, Франции, Японии, Голландии.

В начале пути
— Александр Давидович, как вы встали на путь искусства?

— Основные предметы, кроме географии, в школе меня не привлекали, а почти случайная удача в рисовании на школьном уроке, когда учитель похвалил за мою наблюдательность в передаче рефлексов в натюрморте, показала путь, который может привести к тем результатам, кои зависят только от тебя. И пошло-поехало. Биробиджан, где я жил в детстве, был маленьким городком. Он не мог предоставить тех возможностей в овладении профессией художника, которые были у столичных городов. Единственным учебным заведением такого рода было педучилище с художественно-графическим отделением — Строгановское училище. Там я и впитывал классическую и современную культуру.

— Почему в дальнейшем вы выбрали именно Новосибирск?

— За время учебы в столице я так и не обзавелся московской пропиской и по распределению поехал в Сибирь. Новосибирск в моей жизни появился совершенно случайно. Он выбран был по карте, и находился на равном удалении от Москвы и Биробиджана.

— С какими сложностями вы столкнулись в те годы?

— Анализируя художественную жизнь Новосибирска 1970 — 1980-х годов, отмечаешь жесткий прессинг мастеров ортодоксального реализма. Новое пробивалось с трудом. Что говорить о молодом художнике, который хотел в искусстве говорить на несколько ином художественном языке. Попытки показывать на выставках живописные произведения были обречены на неудачу.

— Какой же был выход?

— Единственным способом зарабатывать на жизнь оставалась работа в издательстве. Я занимался книжной графикой. Каждый день садился и рисовал иллюстрации к сказкам. И я это делал не через силу, мне это приносило большое удовольствие, впрочем, как и сейчас. Это моя профессия как-никак. Это все. Это моя жизнь. Если бы я не получал от этого удовольствия, я бы уже сдох от того, что мне приходится заниматься нелюбимым делом.

Источники вдохновения
— Как вы называете свой стиль?

— Все искусство сейчас называется постмодерн. Он делится на абстрактное искусство и фигуративное, коим я и занимаюсь. Не берусь как-то особенно называть свой стиль.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Вдохновение — это все байки, легенды. Конечно, у каждого художника существует своя муза. Не реальная женщина, жена например, а нечто божественное, которое, если повезет, общается с художником.

— Вы пишите работы на заказ?

— Чаще всего я работаю свободно. Не люблю заказы. В среднем картину я пишу десять дней. Я профессионал, и это моя работа. Я прихожу утром и работаю, творю. Но один раз была выставка в Голландии, и я месяц писал с одним голландским художником триптих на заказ. Было довольно сложно: непривычная обстановка, другой язык, и тема была — женщины. Мы писали женщин в национальных костюмах наших стран. Я напрочь забыл, как выглядит русский национальный костюм. В то время еще не было Интернета. В библиотеке тоже не нашлось ни одной книги на русском. Я по памяти, вспоминая что-то яркое в полоску, написал, и вышло удачно.

— Сколько же вы за свою творческую деятельность написали картин?

— Я не считал. Если в год приблизительно делаю 40 работ, а живописью занимаюсь около 30 лет, то, считайте, 1 200 картин. Все они в разных уголках мира. В музеях, частных коллекциях, в церкви есть парочка.

— Две ваши работы находятся в Бристоле, в англиканской церкви. Что это за история?

— Я написал картину «Золотой ангел». Ангелов я вообще пишу довольно часто, изучал эту тему, знаю, как они выглядят. Когда вы на машине едете со скоростью больше ста километров в час, надо быть осторожным: ангел не поспевает за вами. Но если вернуться к той картине, то она была в моем выставочном каталоге. Я отправил его своему другу в Англию, он показал ее священнику, тот воскликнул: «Ее в нашу церковь!» В католичестве, в отличие от ортодоксального православия, нормально относятся к современному искусству. В тот момент моя картина как раз была на выставке во Франции. Священник приехал туда и купил мою работу. Мне потом прислали фотографию, вижу: висят рядом мой ангел и крест. Говорю: «Вам еще Марии не хватает для сюжета о Благовещении». Договорились, что я напишу ее.

На образ Марии меня вдохновила одна девушка, которую я случайно встретил в троллейбусе. У нее было очень интересное лицо. Фотоаппарата у меня с собой в тот день не было, поэтому я запомнил лицо девушки, смотрел на нее все четыре остановки, что мы ехали вместе. Написал картину, теперь она тоже висит в церкви.

Художник как символ
— Вы себя считаете великим?

— Да что вы, я скромный человек. Но меня уже назвали градообразующим художником. Ну, как оперный театр — символ города.

— Кого из художников считаете своим учителем?

— Я не могу сказать, что преподаватели в Строгановке были моими учителями. Но могу с уверенностью назвать такие фамилии, как Боттичелли, Рембрандт, Пикассо, Шагал — вот у них я и учился.

— Что вы можете сказать об уровне культуры в нашем городе?

— Уровень культуры в Новосибирске в принципе нормальный. Я был в разных городах и странах и могу с уверенностью сказать, что в нашем городе уровень такой, какой сейчас существует в мире. Искусство никуда не уходит. Молодежь не стала меньше увлекаться творчеством. Люди не меняются. Зато меняются условия.

В 1995 году в Италии, в церкви Сан-Витале, я стоял перед византийскими мозаиками, теми самыми, что есть в любом учебнике по истории искусств, и с печалью думал о том, что все это надо было видеть в студенческие годы. Мы все выросли на репродукциях. Плохого качества репродукциях. Мы вовремя не увидели оригиналов великого искусства. Мы полжизни провели в клетке. У нас практически украли мировое искусство.

— Каким девизом вы руководствуетесь в жизни?

— Все будет хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир НАЗАНСКИЙ, арт-директор «Нового музея»:
— Искусство Шурица все явственней движется от парадоксальности к праздничности. И эта праздничность, то широко разлитая в пейзажах, то собранная в образах предстоящих перед зрителями королев, магнетизирует и «заряжает» пространство. Я бы прописывал картины Шурица как витамины, они несут уникальное начало — опыт любви и приятия мира, опыт счастливого человека.

АНОНС
С 3 по 27 октября в Городском центре изобразительных искусств состоится выставка картин Александра Шурица «Ночной самолет».

Как отмечают организаторы выставки, Шуриц — европейский художник, в творчестве которого гармонично соединились современность и традиционность. Его библейские сюжеты, многочисленные ангелы, писатели-классики, звезды мирового кино и истории, герои и героини нашего времени путешествуют по всему миру. Его ироничность подкупает и придает дополнительный лоск каждому произведению. В этом коротком интервью озвучено больше вопросов о богатом творчестве художника-живописца, а за ответами приходите на персональную выставку Александра Шурица, чтобы окунуться в красоту и эстетику современного творчества.

Фотографии статьи
Евгений Бутенко, мастер спорта, неоднократный победитель первенства Европы среди юношей, победитель первенства Европы и мира среди юниоров 2014 года. Фото предоставлены администрацией Черепановского района