«У себя учиться не зазорно»
Берестяных дел мастер: через тернии — к ремеслу
Когда-то людям сложно было обойтись без березовой коры — на ней писали, из нее делали домашнюю утварь, применяли в строительстве. Казалось бы, туеса и лукошки должны остаться в прошлом, но мастер Иван ДЗЮБА уже 15 лет делает из бересты не только предметы домашнего обихода, но и мебель, картины, а также самые необычные изделия.
Береста как летопись
— Иван Васильевич, у кого вы учились?
— Как-то познакомился с одной женщиной из Мариинска, традиционного берестяного центра Сибири, понравились ее работы. Получается, что она меня натолкнула. Но я не пытался специально узнать о технике работы и не видел, как работают мастера. Додумывался до всего сам, учился у себя самого. А у себя учиться не зазорно и проще всего. Видимо, у меня характер такой, что не боюсь браться за то, чего не делал раньше. Если бы я был связан рамками какой-то школы, каких-то полученных знаний — может, мне было бы труднее.
В первое время было очень сложно с заготовкой бересты. Надо было идти в лес, а я не знал сроков заготовки и слабо представлял, как ее можно собрать. Получалось, что я больше клещей собирал, чем коры.
Ну а когда заготовил — тут начались уже более приятные вещи: придумывал форму и технологию изготовления, потом придумывал дизайн. Вообще, самое сложное — это выбор предмета, который нужно сделать, а сложности изготовления отходят на второй план. Начал я с маленьких туесов. После стал делать вазы, тарелки, придумывал методы сборки бересты — материал непластичный, приходится поразмышлять над тем, как делать из него сложные формы.
Я бы не продолжил это ремесло, потому что у меня возникла страшная аллергия в первый же месяц. Когда я собирал бересту здесь, в районе Бибихи, березовый сок попадал на лицо, руки, шею и это вызывало неприятные последствия. Мне уже говорили, что не идет тебе это дело. Примерно через два месяца эти проблемы исчезли. Потом женщины, которые заинтересовались моим здоровьем, уверенно заявили, что это береста меня вылечила от каких-то внутренних паразитов. Это была не аллергия. Получается, что я пришел к мастерству через тернии, а мог бы дать слабину и перестать этим заниматься. Но, видимо, это было суждено.
— Скоро ли после кухонной утвари вы стали делать мебель?
— Мебель я стал делать на второй год. Натолкнули меня заказчики. Получается, ко всему, что я делал, меня подталкивали заказчики, которые говорили: «Можете сделать?», и я сначала говорил: «Могу», а потом думал, как мне это воплотить.
Таким образом я сделал первую резную скамью длиной полтора метра с плетеным сидением, перилами и спинкой для прихожей. После начал делать сундуки, столики, кресла, буфеты, комоды, кровати. От простого к сложному, как говорится.
Были люстры, бра и торшеры. Казалось бы, береста и нагревательные приборы — вещи несовместимые, но в пожарном отношении получилось безопасно.
Диапазон очень широкий: от обложек для книг и фотоальбомов до мебели, облицовки стен, интерьерных работ. Применение бересты в интерьере очень обширно, разве что на пол ее нельзя стелить, потому что мягкая очень, на ней все будет отпечатываться. Береста — как летопись, все на ней отразится: кто пришел и кто ушел.
Короб для компьютера
— Какие вещи были самыми необычными из тех, которые вам приходилось делать?
— В начале карьеры мне заказали вазу в виде амфоры из бересты. Ее нельзя формовать как глину или что-то такое пластичное, поэтому приходилось делать из сегментов. Я помню, для меня это было первое достижение, я гордился, что создал такую вещь, потому что этого точно никто еще не делал.
В прошлом году годовалому ребенку на день рождения решили подарить книжку, в которой картинки были выпуклые, осязаемые. Там были зверушки в окружении леса, шишки, ягодки, ветки, грибочки, цветочки. Двойные толстые странички, которые ребенок не может порвать — только что покусать.
Также в прошлом году я два раза повторял одну картину — поступил заказ изобразить самый знаменитый и красивый баварский замок — Нойшванштайн. Сначала я изучал много фотографий, увеличивал их, но оказалось, что при увеличении многие детали пропадают, приходилось дорисовывать. Нарисованное перенес на бересту, и получилось довольно неплохо. Потом по вдохновению я еще раз повторил его через несколько месяцев. Это было довольно необычно, потому что в основном заказывают картины с деревенскими мотивами.
Берусь абсолютно за все, это и не скучно получается — не зацикливаешься на одном. Отделывал берестой компьютер — клавиатуру, кнопки, компьютерный столик. Может быть, закажут сделать из нее интерьер машины — кожей же отделывают...
— Как много материала и времени уходит на изготовление работ?
— То, что присутствует в самом изделии, — это примерно одна треть или даже четверть используемой бересты, все остальное идет в отходы. На большую кровать, облицованную берестой со всех сторон, ушло порядка ста килограммов коры от исходного сырья. Если по березам считать, а снимают с одного дерева в среднем пять метров, десять килограммов — получается десять берез на одну кровать.
Сколько тратится часов, конечно, не описать. Обыкновенная резная хлебница средних размеров делается четыре дня, если я буду делать ее один, без помощников. А если брать кровать, например, то объем работы тут примерно раз в двадцать больше. Месяца полтора...
Я работаю с помощниками, но картины делаю сам, причем даже рамы — из дерева, которое облицовываю берестой, или из сосновых веток. Тут помощь уже не нужна — сам придумываю и разрабатываю сюжет. В основном пейзажи, но и натюрморты получаются неплохие: деревенская утварь, овощи, фрукты, простая или даже старинная посуда — ушаты, ковши, туеса, крынки, братины.
Когда материал выручает
— Рисовать тоже учились сами?
— Рисовал, конечно, как все в детстве — в клубе пионеров, выпускал стенгазеты в школе, а так вообще изобразительным искусством не занимался никогда. Я делаю декоративные изделия, ответственности за рисунок меньше. Это не художественная вещь как таковая, ты показываешь еще и материал, сама береста за себя говорит. Может быть, это в несколько наивном стиле, но материал выручает всегда, когда ты не дорабатываешь как художник.
— Есть ли какие-нибудь проекты, которые вы мечтаете воплотить в жизнь?
— Хотелось бы сделать что-то для себя, чтобы осталось детям, чтобы было в доме, но пока не удается что-то оставлять. Есть у меня и несколько изобразительных задумок — думаю, это будет реализовано.